В развитии посттравматических расстройств оказался виноват «гормон счастья»

Ученые из Массачусетского технологического института выяснили, почему хронический стресс способствует развитию посттравматического стрессового расстройства. Оказалось, в этом виноват серотонин — тот самый «гормон счастья».
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — последствие тяжелых или пугающих событий. Оно часто проявляется ночными кошмарами или паническими атаками у пациентов. Врачи давно заметили, что у людей, испытывающих хронический стресс, риск развития ПТСР намного выше, чем у тех, кто постоянно не испытывает стресса, даже если травмирующие события были одинаковыми. Почему так происходит, было неясно.

Чтобы разобраться в этом вопросе, исследователи сосредоточились на изучении работы миндалевидного тела головного мозга. Одна из функций этой области мозга — записывание воспоминаний, в том числе страшных, в долговременную память. Ученые работали с мышами и выяснили, что риск развития ПТСР на фоне хронического стресса связан с работой серотонина — нейромедиатора, который часто называют «гормоном счастья» за то, что он необходим для ощущения радости и удовлетворенности жизнью.

Опыты показали, что под воздействием хронического стресса, когда «гормона счастья» остро не хватает, клетки в миндалевидном теле начинают активно вырабатывать рецепторы 5-HT2C, которые связывают серотонин. Когда происходит травматическое событие, повышенная чувствительность к серотонину приводит к тому, что воспоминание о событии более прочно «запечатывается» в долговременную память: эмоционально окрашенные воспоминания животные (и люди в том числе) запоминают намного лучше. В итоге у мышей с большей вероятностью развивалось ПТСР. Когда исследователи при помощи медикаментов заблокировали взаимодействие клеток с серотонином после травмы, ПТСР у животных не развивалось.

По мнению авторов, понимание этого механизма дает возможность предотвращать развитие посттравматического расстройства с помощью лекарственных препаратов. Такое вмешательство не заставит людей забыть о травме, но сделает воспоминания менее эмоционально окрашенными, а значит, менее глубокими и травмирующими.

Лекарства, влияющие на метаболизм серотонина и способные уменьшать риск ПТСР, уже разработаны: они применяются как антидепрессанты. В будущем их можно использовать для того, чтобы предотвратить развитие ПТСР.

Полностью результаты исследования опубликованы в журнале Biological Psychiatry, а кратко о них сообщает пресс-служба института.