Противодействие фактам помогло в борьбе с раком

Противоопухолевые средства — кураксины — перераспределяют FACTы между генами и тем самым меняют их активность.

Российско-американский коллектив ученых под руководством молекулярного биолога Василия Студитского показал, как противораковые вещества под названием кураксины останавливают действие фактора транскрипции под названием FACT (facilitates chromatin transcription) и таким образом препятствуют размножению клеток злокачественных опухолей. Научная статья опубликована в журнале Science Advances.

FACT — это белок — фактор транскрипции. Он меняет доступность различных участков ДНК для чтения с них информации. В ряде случаев FACT делает это, раскручивая нуклеосомы — структуры для плотной упаковки ДНК, в которых гены тесно связаны с белками-гистонами. Особенность данной молекулы в том, что она меняет «степень закрученности» ДНК без затраты энергии, в то время как все остальные факторы транскрипции для аналогичных целей нуждаются в энергии, запасенной в связях молекул аденозинтрифосфата (АТФ).

Известно, что в клетках злокачественных опухолей FACT особенно много на активно транскрибируемых генах — тех, с которых постоянно считывается РНК. Также известно, что класс противораковых веществ под названием кураксины блокирует действие FACT, однако механизм этой блокады ранее не был известен. Его прояснили российские и американские ученые под руководством Василия Студитского. Интересно, что они же несколькими годами ранее обнаружили, что FACT способен раскручивать нуклеосомы.

В своем новом исследовании биологи использовали культуры клеток соединительной ткани человека HT1080. С помощью методов иммунофлюоресценции (особым образом модифицированные антитела светятся, когда соединяются с конкретными молекулами) и ряда других техник авторы выявили, с какими участками ДНК связывается FACT до и после обработки клеток кураксином CBL0137. Если FACT находился рядом с молекулами РНК-полимеразы (типа II), это означало, что он расположен в зонах интенсивной транскрипции, а разнесение FACT и РНК-полимеразы в пространстве говорило о том, что данный фактор транскрипции прямо сейчас в процессе транскрипции не участвует.

Выяснилось, что кураксин CBL0137 вытесняет FACT с активно считываемых участков ДНК на другие, менее востребованные в конкретный момент. Обе молекулы взаимодействуют с нуклеосомами и разворачивают их, но при этом FACT и гистоны остаются связанными с ДНК и не дают РНК-полимеразе начать транскрипцию. По всей видимости, это и тормозит рост размеров и числа клеток злокачественных опухолей при их обработке кураксинами.

Медики выяснили, какие грибы чаще всего живут в жителях Ростовской области

Грибки в организмах ростовчан наращивают устойчивость к антимикотическим средствам.

Сотрудники нескольких медицинских учреждений Ростова-на-Дону и Москвы определили, как часто у пациентов больниц Ростова и области встречается инвазивный кандидоз — системное заражение грибами рода Candida, какие виды чаще инфицируют больных и насколько каждый из них устойчив к действию противогрибковых средств. Выяснилось, что большая часть случаев инвазивного кандидоза вызвана грибами, которые обладают пониженной восприимчивостью к каспофунгину, флюконазолу и прочим подобным средствам. Результаты работы говорят о необходимости мониторинга кандид и вызываемых ими инфекций. Сообщение об исследовании опубликовано

в журнале Annals of Oncology.

«Чердак» проведет в ТАСС дискуссию: «Как должно в ближайшие годы измениться высшее образование»

В ней примут участие заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская, проректор по научной работе и программам развития МФТИ Виталий Баган, проректор по учебной работе НИТУ «МИСиС» Вадим Петров, проректор по учебной работе МГПУ Дмитрий Агранат, основатель и генеральный директор компании Smart Course Тимур Жаббаров.

14 ноября в 18:00 в пресс-центре информационного агентства ТАСС состоится дискуссия «Как должно в ближайшие годы измениться высшее образование», организованная научно-популярным порталом «Чердак» при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Ведущие специалисты отрасли обсудят положение, сложившееся в последнее время в этой отрасли, назревшие проблемы и пути их разрешения.

В последнее время много говорится о том, что система высшего образования, чтобы оставаться актуальной, должна измениться. Однако универсальные подходы пока не выработаны, и неясно, возможны ли вообще универсальные решения в эпоху открытой информации и непрерывного образования.

Участники дискуссии за круглым столом намерены обсудить широкий ряд вопросов:

— есть ли у классических вузов шансы на выживание (и какими они должны для этого стать); [ ... ]

Астрономы нашли суперземлю у самой близкой к Солнцу одиночной звезды

Скорее всего, она слишком холодна для жизни земного типа.

Международная группа астрономов детально проанализировала данные о колебаниях звезды Барнарда, лежащей недалеко от Солнечной системы, и обнаружила возле нее следы как минимум одной планеты. Таким образом, не только альфа и проксима Центавра, но и эта близкая к нам звезда имеет свою планетную систему. Соответствующая статья опубликована в Nature. [ ... ]