Производители сахара скрывали результаты научных исследований

Исследователи из Калифорнийского университета опубликовали сведения о том, что производители сахаросодержащих продуктов в начале 60-х годов прошлого века не допустили публикацию научных исследований, показавших вредное воздействие сахара на организм.

Научные публикации о пагубном воздействии сахара на организм стали появляться в начале 2000-х годов, когда в мире начался стремительный рост количества людей с ожирением. Так, исследования 2004 года показали, что прием сладкого вызывает мощный иммунный ответ в виде провоспалительной реакции организма. Позже увеличение потребления сахаросодержащих напитков эндокринологи определили как одну из основных причин эпидемии ожирения, сердечных заболеваний и рака.

Опубликованное в 2016 году исследование продемонстрировало связь насыщенной сахаром диеты с развитием рака молочной железы. Но, как оказалось, подобные данные могли появиться в научной печати гораздо раньше.

Группа американских ученых обнародовала данные о двух исследованиях в ходе программы «Проект 259», которые так и не были опубликованы. Эта программа, стартовавшая в 1968 году, была направлена на выяснение влияния потребления сахарозы и сложных углеводов на бактерии, живущие в кишечном тракте. Финансировал данный проект Международный фонд исследований сахара (ISRF), созданный американскими производителями сахаросодержащих продуктов (сегодняшнее название — Sugar Association).

Американские исследователи нашли в архиве Университета Иллинойса служебный отчет ученых, проводивших работы по «Проекту 259», который был адресован руководству ISRF. В этом отчете, не предназначенном для печати, впервые описывались различные эффекты сложных углеводов и сахарозы на организм. Так, у животных, которым давали сладкий сироп, в моче обнаруживалось вещество бета-глюкуронидаза. У животных из другой группы, питавшихся естественной для грызунов пищей со сложными углеводами, анализы мочи были в норме. А как говорят ученые, повышенная активность бета-глюкуронидазы положительно связана с раком мочевого пузыря и атеросклерозом.

Кроме этого, ученые тогда обнаружили, что богатая сахарозой диета повышала уровень жиров в крови, что также является одной из причин развития сердечно-сосудистых болезней.

Увидев такие неподходящие для них результаты, сахарные промышленники сразу же прекратили финансирование данных исследований, и их результаты так и не были опубликованы.

Публикация результатов, предполагающих взаимосвязь между потреблением сахара и раком мочевого пузыря, скорее всего, имела бы неблагоприятные последствия для сахарной промышленности. В исследованиях по «Проекту 259» было обнаружено, что моча крыс, которых кормили сахарозой, содержала более высокие уровни бета-глюкуронидазы — фермента, который ранее ассоциировался с раком мочевого пузыря.

Международный фонд исследований сахара сегодня называется Sugar Association, финансируется теми же производителями сахара и продолжает настаивать на его безвредности.

Исследование опубликовано в журнале PLOS Biology.

Ранее ученые выяснили, что от сладких напитков мозг буквально «усыхает».