Большинству приматов грозит вымирание

Международный коллектив ученых — 31 человек из 12 стран — подготовили доклад, который обращает внимание на угрозу вымирания приматов и призывает к действиям по их сохранению.

По словам ученых, из имеющихся сейчас 504 видов приматов 60% находятся под угрозой исчезновения, в основном из-за хозяйственной деятельности человека. Самая главная угроза для популяций приматов — уничтожение их привычных мест обитания из-за расширения сельхозугодий, что угрожает 76% видов приматов. Так с 1990 по 2010 год в регионах, где обитают приматы, для нужд сельского хозяйства свели два миллиона кв. км леса — это примерно четыре территории Франции. По сведениям ученых, в особенности опасен для приматов постоянный рост спроса на каучук и пальмовое масло.

Кроме леса, который рубят для очистки земли под плантации, лес уничтожают при добыче полезных ископаемых, строительстве и прокладке дорог. Конечно, его рубят и просто для заготовки древесины — такие вырубки сокращают местообитание 60% видов.

Кроме уничтожения привычных мест жизни приматов, уничтожают и непосредственно их самих. Например, в Камеруне и Нигерии каждый год продают 150 000 туш приматов, причем сокращение численности повышает цену мяса, что провоцирует браконьеров. Охота и отлов сокращают численность также для 60% видов.

По словам ученых, все эти факторы, действуя совместно, усиливают друг друга. Как следствие, численность популяции падает у 75% видов приматов.

Отряд приматов — один из самых больших по количеству видов среди млекопитающих. Он включает 504 вида и уступает по разнообразию только рукокрылым и грызунам с их 1151 и 2256 видами соответственно. По словам ученых, приматы незаменимы для человека как модельное животное в исследованиях происхождения человеческого поведения, обучения и памяти, языка и использования орудий труда.

Приматы занимают важное место в экосистемах: в пищевой цепочке они выступают как в роли хищника, так и жертвы, а также способствуют расселению растений, разнося их семена по лесу.

Ученые отмечают, что вымирание редко происходит из-за нехватки знаний о том, что нужно делать для спасения видов. Как правило, причины истребления видов кроются в политической и социально-экономической нестабильности, влиянии организованной преступности, коррупции и недальновидном стремлении извлечь побольше прибыли за короткие сроки в ущерб устойчивому долгосрочному развитию.

Таким образом, первое, что нужно делать для сохранения приматов, — улучшать жизнь людей. Ученые уверены, что для этого самое главное значение имеет человеческий капитал — необходимы меры по снижению рождаемости, улучшению здравоохранения, уменьшению бедности и гендерной диспропорции в образовании. Кроме того, ученые отмечают важность более эффективного и щадящего землепользования и говорят о необходимости расширения природоохранных зон, борьбы с нелегальной торговлей и снижения потребления развитыми странами пальмового масла, каучука, лиственных пород тропических деревьев и углеводородов.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Пингвины оказались в ловушке своих привычек

Международный коллектив ученых обнаружил, что численность африканских пингвинов падает из-за того, что они ищут еду не в том месте.

Африканский, или очковый, пингвин обитает по берегам южной Африки — в ЮАР и Намибии. Численность этого пингвина упала за последние сто лет примерно в 20 раз, и вид относится к вымирающим. Ученые из ЮАР, Намибии и США исследовали, как пингвины ищут корм, закрепив на молодых птицах спутниковые трекеры, и в течение двух лет наблюдали за их перемещениями в водах Атлантики у африканских берегов.

Ученые обнаружили, что пингвины плывут в те районы, где есть признаки наличия обычной пингвиньей еды — анчоусов и сардин. Птицы идут в зоны с определенной температурой воды (14,5—17,5 °С) и определенным содержанием хлорофилла — 11 мг/м3. Возможно, говорят ученые, пингвины ищут места с высоким содержанием диметилсульфида, вещества, которое вырабатывает фитопланктон. А где много планктона, там должна быть рыба, но из-за вылова человеком и изменения климата популяции анчоуса и сардины уменьшились к востоку от мыса Игольного, где и обитают пингвины.

Птицы оказались в ловушке своих привычек: они следуют за знаками туда, где должна быть рыба, но где ее больше нет. По оценке ученых, ошибка приводит к высокой смертности молоди пингвинов и снижению численности популяции очковых пингвинов вообще.

Исследование описано в журнале Current Biology. [ ... ]

Использовать гуппи против комаров не так безопасно, как считалось ранее

Ученые из Канады, США, Тринидада и Тобаго и Индии, объединив известные данные из области медицины и экологии, пришли к выводу, что использовать рыбок-гуппи против комаров может быть вредно для местных экосистем.

Для борьбы с

вирусом Зика

и

тропической лихорадкой [ ... ]

Интенсивная охота поставила три сотни видов млекопитающих на грань вымирания

Нелегальная охота и уничтожение среды обитания привели к тому, что 301 вид наземных млекопитающих по всему миру оказался под угрозой исчезновения.

Международный коллектив ученых подготовил доклад, из которого следует, что на современном этапе 301 вид наземных млекопитающих, живущих почти исключительно на территории развивающихся стран, находится под угрозой исчезновения из-за интенсивной охоты.

Ссылаясь на предыдущие исследования, ученые утверждают, что в настоящее время идет