В Чернобыльской зоне отчуждения приманили на рыбу падальщиков

Животные, которые приходили поесть рыбы на берега Припяти, попали в фотоловушки американских ученых

Ученые Университета Джорджии исследовали поведение падальщиков в Чернобыльской зоне отчуждения и пришли к выводу, что животный мир там на удивление богат и разнообразен. Среди животных, которых смогли наблюдать ученые, были енотовидная собака, сойка и орлан-белохвост. Ученые надеялись увидеть и более крупных зверей, но не хватило времени.

Как пишут авторы исследования, падальщики играют важную роль в экосистемах, формируя связи между пищевыми цепями, повышая видовое разнообразие и уменьшая риск заболеваний. Кроме того, падальщики перемещают питательные вещества между разными средами, например водными и наземными. Ученые хотели изучить этот процесс и в качестве арены для своих экспериментов выбрали Полесский государственный радиационно-экологический заповедник, который был создан в 1988 году в белорусской части зоны отчуждения вокруг ЧАЭС. Ученым приглянулась эта территория как место с минимальным влиянием человека на природу и место, в котором достаточно велико разнообразие разных сред обитания — здесь есть и реки, и оросительные каналы, заброшенные в 1986 году, и леса, и поля, и болота.

Снимки, полученные учеными: a) обыкновенная сойка, b) енотовидная собака, c) обыкновенная выдра, d) волкФото: UGA

Ученые приступили к исследованию в конце октября 2016 года. Они вооружились камерами, которые реагируют на движение, а еще карпами, купленными на местном рынке. 26 октября они приступили к испытаниям. В метре от берега реки или канала ученые клали тушку карпа, а рядом ставили камеру на высоте 75 сантиметров. Рыбу клали не на землю, а на палку или корягу, чтобы избежать касания с радиоактивной почвой, и привязывали леской, чтобы ее не уволокли сразу мелкие животные или птицы. Камера снимала по три кадра с задержкой в одну секунду и паузой в пять секунд между сериями снимков. Таким образом было оборудовано 83 экспериментальные площадки по берегам Припяти, ее рукавов и бывших оросительных каналов.

Через неделю ученые обнаружили, что 99% карпов были съедены. Проанализировав фотографии, ученые выяснили, что рыбу ели 10 видов млекопитающих и 5 видов птиц. Чаще всего рыбу ели три вида мышей, обыкновенная сойка и обыкновенная сорока, хотя они, как правило, не съедали карпов полностью, потребив всего 8% биомассы. Самыми главными падальщиками Припяти оказались американская норка и енотовидная собака, которые съели почти половину всей рыбы. Кроме того, покормились возле камер волки, лиса, вóроны и орлан-белохвост.

Ученые надеялись понаблюдать за рысью, медведем или кабаном, но этого им не удалось. Причин неудачи может быть несколько — ограниченные сроки исследования, низкая плотность этих зверей или слишком малый размер карпов для таких крупных зверей. Возможно, те просто не успели прийти.

Ученые отмечают, что рыбу у реки и у каналов ели по-разному. На берегу Припяти видовое разнообразие было ниже (только 11 видов), но количество животных, которые ели рыбу, было выше. Ученые объясняют это тем, что каналы заброшены уже давно и их берега сильно заросли, а на реке «более слабое растительное покрытие сокращает время обнаружения падали и повышает вероятность ее поедания», как сказано в статье. В то же время каналы были прорыты и  через более разнообразные ландшафты. Это и объясняет большее разнообразие падальщиков.

«Результаты нашего исследования выявили высокоэффективное сообщество падальщиков, кормящихся мертвой рыбой, — пишут ученые в заключении. — Перемещение питательных веществ между экосистемами посредством поедания мертвой рыбы — распространенное явление и заслуживает дальнейшего изучения. В частности, количественная оценка пространственного перераспределения питательных веществ расширила бы наше понимание того, как падальщики способствуют взаимосвязям между экосистемами».