Сибириские ученые создали приложение для подсчета зерен в колосе

Ученые новосибирского Института цитологии и генетики (ИЦиГ СО РАН) разработали приложение для смартфона, позволяющее по фотографии определять количество зерен в колосе растения и другие параметры.

Ученые создали программу SeedCounter, которая проводит подсчет, масштабирование и обмеры зерен, а затем оформляет результаты в виде готового отчета. По словам генетиков, программа сделает это не только быстрее человека, но и с большей степенью точности.

«Когда изучают урожайность разных сортов пшеницы, одним из этапов анализа является подсчет количества зерен в колосе растения. Как правило, это проводится вручную, что отнимает в полевых условиях немало времени. И при этом мы узнаем только количество зерен в колосе. Наш программный продукт позволяет автоматизировать этот процесс и значительно расширить объем первичной информации», — приводятся в сообщении пресс-службы ИЦиГ СО РАН слова зав. лабораторией эволюционной биоинформатики и теоретической генетики Дмитрия Афонникова.

В институте пояснили, что теперь все что требуется — поместить зерна на белый лист бумаги и сфотографировать их. Потенциальные клиенты такого программного продукта — биологи, находящиеся в научных экспедициях, сотрудники селекционных станций, а в перспективе — агрономы сельхозпредприятий, которые заинтересованы в анализе результатов использования того или иного сорта. При выполнении проектных работ приложение смогут использовать студенты и школьники.

В ИЦиГ сообщили, что работа над приложением, которое работает со смартфонами на платформе Android и не требует подключения к интернету, завершена. Разработчики отмечают, что приложение вызвало большой интерес: с Play Market в первый же месяц после публикации его скачали свыше тысячи человек. Поступили и первые положительные отзывы из Австралии, Индии, Китая.

«Сотрудники лаборатории намерены и дальше работать в этом актуальном направлении. В их планах — создание программы, которая будет по фотографии распознавать колосья пшеницы и проводить оценку их параметров. В числе других задач — разработка аналогичных продуктов по фенотипированию клубней картофеля», — говорится в сообщении.

Итоги работы опубликованы в научном журнале Frontiers In Plant Science.