Все новости

Музыка заставляет нейроны музыкантов работать иначе

Ученые обнаружили, что нейроны в больших полушариях мозга музыкантов «загораются» при прослушивании музыки симметричнее, чем у людей, не связанных с музыкой профессионально.
Исследование опубликовано онлайн 30 сентября в журнале PLoS ONE.

Исследуемая группа состояли из 18 профессиональных музыкантов (виолончелистов, скрипачей, пианистов, фаготистов и тромбонистов). В контрольную группу входили также 18 человек, «не имеющих музыкального образования, не считающих себя музыкантами и никогда не зарабатывавших деньги игрой на музыкальных инструментах». В качестве образцов музыки разных стилей и жанров использовались три пьесы: вступление из балета Стравинского, аргентинское танго и композиция в стиле прогрессивного рока.

Результаты показали, что симметрия распространения импульсов в двух полушариях мозга сильнее выражена у музыкантов, нежели у не-музыкантов. Кроме того, у клавишников симметрия ответа на прослушивание музыки была выражена четче, чем у струнников. Такие результаты авторы объясняют спецификой игры на разных инструментах. Пианистам необходимо иметь одинаково развитые и четко синхронизованные две руки, которые при игре на инструменте двигаются примерно одинаково. Напротив, у скрипачей и виолончелистов активность правой и левой рук явно асимметрична.

Примечательно, что данные об активности мозга, специфичные для разных инструментов, получены при прослушивании музыки, а не ее исполнении. Такой результат является ярким примером кросс-модального переноса — использования информации, полученной одной сенсорной системой, при функционировании другой. Ранние работы показали, что обучение музыке приводит к физическим изменениям в мозгу, к примеру — к увеличению объема мозолистого тела. При этом нельзя однозначно утверждать, что умение играть на инструменте одинаково бегло двумя руками однозначно дает пианистам преимущества в других двуручных активностях, к примеру при наборе текста на клавиатуре компьютера.