Превращение земель в пастбища увеличило их биопродуктивность

Однако это делает их опасными: более продуктивные земли выделяют больше углекислого газа.

Группа исследователей при участии Сергея Худаева из Института почвоведения и агрохимии Сибирского отделения РАН установила, какое влияние оказывает на земли их превращение в пастбища. Оказалось, что после этого их биопродуктивность растет, отчего количество «органического» углерода в почве также увеличивается. В итоге бактерии и грибы в больших масштабах окисляют этот углерод, что обогащает атмосферу Земли СО2 — главным парниковым газом на нашей планете. Соответствующая статья опубликована в Global Change Biology.

Авторы собрали данные по 836 районам планеты, где поблизости друг от друга находились естественные леса или посевы, а также участки со сходной почвой, но недавно превращенные в пастбища. Для оценки биопродуктивности земель использовались данные спутниковых наблюдений, в том числе индекс площади листьев, оценивающий биопродуктивность растений по изменениям спектра (упрощенно — цвета) растительности в данной зоне.

Оказалось, что превращение как пашни, так и леса в пастбища заметно повышает общую биопродуктивность территории. Среди возможных причин этого — воздействие травоядных животных, вносящих в почву ряд веществ с навозом. Кроме этого, исследование показало, что уровень биопродуктивности напрямую связан с температурой и влажностью в том или ином регионе. Учет этого фактора продемонстрировал, что более ранние оценки уровня выброса СО2 тропическими пастбищами были заметно завышены — на величину до 56 процентов.

Авторы отдельно отмечают, что превращение лесных или пахотных земель в пастбище для организованного выпаса скота поднимает биопродуктивность еще больше, чем превращение пашни или леса в степь. Это означает, что активное сведение лесов, идущее в Бразилии с целью получения новых пастбищ, является особенно опасным для углеродного баланса на планете.

Несомненная ценность работы в том, что до нее биопродуктивность земель, превращенных в пастбища, напрямую никем не оценивалась и было неясным, что именно для них она максимальна, а для пашни и лесов — гораздо ниже. Новые данные подтверждают предположения о том, что процесс сведения лесов ускоряет глобальное потепление в весьма значительной мере.