Существует обыденное представление, что человек относится к собственному делу как к родному ребенку — болеет за него, считает самым лучшим, посвящает ему много времени и сил в ущерб себе. Многочисленные исследования показали, что основатели и владельцы бизнесов часто относятся к ним эмоционально, и эти эмоции влияют на принятие управленческих решений. Финские ученые решили проверить экспериментально, действительно ли предприниматели относятся к бизнесу как к детям.
Для этого провели эксперимент, в котором участвовали 42 мужчины. Половину участников составляли преуспевающие предприниматели, другую половину — мужчины, недавно ставшие отцами, без опыта предпринимательской деятельности.
Сначала участников просили пройти несколько психологических тестов, чтобы определить уровень их эмоциональной близости с ребенком/фирмой: опросник на выявление интенсивности аффектов (AIM); графический опросник IOS Арона, состоящий из семи пар дифференциально пересекающих кругов, где испытуемым было предложено выбрать пару, которая наилучшим образом описывала их отношения с ребенком/предприятием; тест диспозиционного оптимизма (LOT-R) и другие. Также испытуемых попросили оценить по пятибалльной шкале степень присутствия во взаимоотношениях с ребенком или предприятием (в зависимости от того, к какой группе принадлежали участники) таких характеристик, как близость, страсть, преданность. В последней анкете респонденты определяли шансы своего ребенка/предприятия на успех в сравнении с другими детьми/предприятиями и отвечали, как часто им приходилось жертвовать своими нуждами ради ребенка/компании.
Затем испытуемых помещали в фМРТ-сканер и показывали им фотографии. Отцам — изображения их детей и знакомых детей. Предприниматели видели изображения своей фирмы (логотип, ключевые сотрудники фирмы) и другой компании, но не прямого конкурента. Участников просили сосредоточиться на просмотре изображения и думать о событиях, связанных с представленной картинкой.
После фМРТ испытуемые оценивали интенсивность эмоций (радость, удовлетворение, гордость, любовь, страх
Результаты тестов показали, что и предприниматели, и отцы были немного самоуверенны насчет успехов своих предприятий и детей. Все участники эксперимента признались, что в большинстве случаев ставят нужды детей/компаний на первое место, забывая о себе. Также благодаря результатам тестов стало ясно, что обе группы чувствуют одинаково высокий уровень любви по отношению к своим детям и фирмам.
Результаты фМРТ показали, что во время просмотра фотографий своей компании у предпринимателей сильно активизировалось хвостатое ядро — парная структура головного мозга, относящаяся к стриатуму. Как известно, именно стриатум отвечает за родительскую и романтическую любовь. Иногда его еще называют центром вознаграждения и удовольствия.
Также выяснилось, что при просмотре изображений своих детей у мужчин снижалась активность таких участков головного мозга, как кора задней части поясной извилины (PCC), височно-теменной узел (TPJ), дорсомедиальная префронтальная кора (dmPFC), а также верхняя височная извилина. Например, префронтальная кора и височно-теменной узел отвечают за прогнозирование намерений и эмоций окружающих. Деактивация данных участков, по мнению ученых, может свидетельствовать, что родители не воспринимают детей критически и рассматривают ребенка как продолжение себя.
Аналогичная картина наблюдалась у предпринимателей, которые указывали близкую связь со своей фирмой или же отождествляли себя со своим бизнесом.
Так как родительская любовь отключает части мозга, которые отвечают за критику окружающих, ученые пришли к мнению, что выражение «любовь слепа» определенно верно. Любящий человек смотрит сквозь пальцы на недостатки объекта любви. Предприниматели, влюбленные в свое дело, смотрят на свой бизнес с точки зрения родителя, который видит в своем ребенке уникальность и непреднамеренно игнорирует объективную информацию, которая может подорвать веру в его успех. Отсутствие критики в адрес своей компании может привести предпринимателей к недооценке сил конкурентов. Иллюзии, которые есть у отцов и которые появляются у предпринимателей к своему делу, заставляют управляющих совершать нерациональные поступки при ведении бизнеса. Однако те же родительские чувства, которые предприниматель испытывает по отношению к своей компании, заставляют его двигаться вперед с оптимизмом и верить, что его компания добьется успеха, пишут ученые.
Таким образом, любовь предпринимателей к своей компании поразительно схожа с чувством, которое испытывают отцы при заботе о своем ребенке, заключили ученые.
Исследование опубликовано в журнале Human Brain Mapping.
В середине 1990-х произошло выделение в отдельную группу так называемых технологических предпринимателей. Кто это такие и болеют ли они за свое дело, читайте на «Чердаке».
Евгения Щербина