Все новости

Предприниматели любят свой бизнес родительской любовью

Группа ученых из нескольких университетов Финляндии выяснила, что предприниматели любят свой бизнес так же, как родители любят своих детей.

Существует обыденное представление, что человек относится к собственному делу как к родному ребенку — болеет за него, считает самым лучшим, посвящает ему много времени и сил в ущерб себе. Многочисленные исследования показали, что основатели и владельцы бизнесов часто относятся к ним эмоционально, и эти эмоции влияют на принятие управленческих решений. Финские ученые решили проверить экспериментально, действительно ли предприниматели относятся к бизнесу как к детям.

Для этого провели эксперимент, в котором участвовали 42 мужчины. Половину участников составляли преуспевающие предприниматели, другую половину — мужчины, недавно ставшие отцами, без опыта предпринимательской деятельности.

Сначала участников просили пройти несколько психологических тестов, чтобы определить уровень их эмоциональной близости с ребенком/фирмой: опросник на выявление интенсивности аффектов (AIM); графический опросник IOS Арона, состоящий из семи пар дифференциально пересекающих кругов, где испытуемым было предложено выбрать пару, которая наилучшим образом описывала их отношения с ребенком/предприятием; тест диспозиционного оптимизма (LOT-R) и другие. Также испытуемых попросили оценить по пятибалльной шкале степень присутствия во взаимоотношениях с ребенком или предприятием (в зависимости от того, к какой группе принадлежали участники) таких характеристик, как близость, страсть, преданность. В последней анкете респонденты определяли шансы своего ребенка/предприятия на успех в сравнении с другими детьми/предприятиями и отвечали, как часто им приходилось жертвовать своими нуждами ради ребенка/компании.

Затем испытуемых помещали в фМРТ-сканер и показывали им фотографии. Отцам — изображения их детей и знакомых детей. Предприниматели видели изображения своей фирмы (логотип, ключевые сотрудники фирмы) и другой компании, но не прямого конкурента. Участников просили сосредоточиться на просмотре изображения и думать о событиях, связанных с представленной картинкой.

После фМРТ испытуемые оценивали интенсивность эмоций (радость, удовлетворение, гордость, любовь, страх и т.д.) от просмотра каждого изображения по шкале от одного до пяти.

Результаты тестов показали, что и предприниматели, и отцы были немного самоуверенны насчет успехов своих предприятий и детей. Все участники эксперимента признались, что в большинстве случаев ставят нужды детей/компаний на первое место, забывая о себе. Также благодаря результатам тестов стало ясно, что обе группы чувствуют одинаково высокий уровень любви по отношению к своим детям и фирмам.

Результаты фМРТ показали, что во время просмотра фотографий своей компании у предпринимателей сильно активизировалось хвостатое ядро — парная структура головного мозга, относящаяся к стриатуму. Как известно, именно стриатум отвечает за родительскую и романтическую любовь. Иногда его еще называют центром вознаграждения и удовольствия.

Также выяснилось, что при просмотре изображений своих детей у мужчин снижалась активность таких участков головного мозга, как кора задней части поясной извилины (PCC), височно-теменной узел (TPJ), дорсомедиальная префронтальная кора (dmPFC), а также верхняя височная извилина. Например, префронтальная кора и височно-теменной узел отвечают за прогнозирование намерений и эмоций окружающих. Деактивация данных участков, по мнению ученых, может свидетельствовать, что родители не воспринимают детей критически и рассматривают ребенка как продолжение себя.

Аналогичная картина наблюдалась у предпринимателей, которые указывали близкую связь со своей фирмой или же отождествляли себя со своим бизнесом.

Так как родительская любовь отключает части мозга, которые отвечают за критику окружающих, ученые пришли к мнению, что выражение «любовь слепа» определенно верно. Любящий человек смотрит сквозь пальцы на недостатки объекта любви. Предприниматели, влюбленные в свое дело, смотрят на свой бизнес с точки зрения родителя, который видит в своем ребенке уникальность и непреднамеренно игнорирует объективную информацию, которая может подорвать веру в его успех. Отсутствие критики в адрес своей компании может привести предпринимателей к недооценке сил конкурентов. Иллюзии, которые есть у отцов и которые появляются у предпринимателей к своему делу, заставляют управляющих совершать нерациональные поступки при ведении бизнеса. Однако те же родительские чувства, которые предприниматель испытывает по отношению к своей компании, заставляют его двигаться вперед с оптимизмом и верить, что его компания добьется успеха, пишут ученые.

Таким образом, любовь предпринимателей к своей компании поразительно схожа с чувством, которое испытывают отцы при заботе о своем ребенке, заключили ученые.

Исследование опубликовано в журнале Human Brain Mapping.

В середине 1990-х произошло выделение в отдельную группу так называемых технологических предпринимателей. Кто это такие и болеют ли они за свое дело, читайте на «Чердаке».

 Евгения Щербина