Российские ученые нашли у предка человека щупальцы

Группа российских ученых из Московского государственного университета доказала, что общий предок всех хордовых животных, в том числе и человека, имел щупальцы. Кроме того, работа исследователей помогла выяснить, что лофофорных животных, то есть имеющих орган под названием лофофор, можно выделить в отдельную группу.
Человек относится к билатеральным живым организмам, характерной особенностью которых является двусторонняя симметрия тела. Билатеральная симметрия проявляется в схожести или почти полной идентичности левой и правой половины тела. При этом всегда существуют случайные отклонения от симметрии (например, различия в папиллярных линиях, ветвлении сосудов и расположении родинок на правой и левой руках человека). Часто существуют небольшие, но закономерные различия во внешнем строении (например, более развитая мускулатура правой руки у праворуких людей) и более существенные различия между правой и левой половиной тела в расположении внутренних органов.

Таксон Bilateria, включающий в себя двустороннее симметричных животных, появился в эдиакарский период (635—541 млн лет назад). Среди ученых существует два взгляда на то, каким был общий предок билатеральных животных. Некоторые полагают, что это был червь, в организме которого отсутствовал целом — вторичная полость тела — и какие бы то ни было отростки на теле, а нервная система была достаточно простой. Вторая группа ученых полагает, что общий предок Bilateria был сложным организмом с целомом, похожими на щупальцы придатками, которые использовались для передвижения или питания, а также со сложной нервной системой. Российским ученым под руководством Елены Темеревой удалось доказать, что вторая точка зрения является верной, говорится в пресс-релизе МГУ. Статья, рассказывающая об их работе, была опубликована в журнале PLоS ONE.

Исследователи изучили морских беспозвоночных животных, принадлежащих к виду Lingula anatina и появившихся на Земле около 500 млн лет назад. Lingula anatina относится к животным, имеющим часть тела под названием лофофор, к которому прикрепляются щупальцы. Лофофор есть у представителей трех типов животного царства: форонид, брахиопод и мшанок. Именно особое строение лофофора позволяло исследователям объединять эти три типа в единую группу — Lophophorata. Однако многочисленные данные молекулярной филогенетики свидетельствуют о том, что единой группы лофофорных животных не существует. Исследователи из МГУ использовали иммуноцитохимический анализ и выяснили, что на самом деле лофофрных животных можно выделить в самостоятельную группу, и произошла она от единого предка, у которого имелся лофофор со щупальцами. Елена Темерева заявила: "В силу того, что щупальцы есть в двух главных стволах билатерально-симметричных животных, логично предположить, что они были и у общего предка. Имелись щупальцы и у общего предка хордовых животных, к которым относится и человек".