Предок всех цветов не имел лепестков

Международный коллектив ученых предположил, как мог выглядеть общий предок всех цветков, проведя анализ существующих видов цветковых растений.

Покрытосеменные, или цветковые растения, которые сейчас составляют около 90% всех видов растений, появились от 250 до 140 миллионов лет назад, в конце юрского или начале мелового периода. Окаменелых отпечатков древних цветковых мало, и потому их происхождение изучено плохо.

Чтобы узнать, какими были первые покрытосеменные и самая их важная отличительная черта — цветок, можно искать и изучать окаменелости или анализировать гены растений, отвечающие за развитие цветка. Авторы исследования использовали третий способ: они провели анализ цветков 792 видов растений из 98% существующих отрядов, и, используя известные данные о филогенетическом древе растений, рассчитали, как менялись органы цветка и какими они были в самом начале.

Результаты показали, что пращур всех цветков был радиально симметричным и имел набор частей больший, чем у современных цветков. У него было как минимум десять тычинок и не менее пяти пестиков. Разделения на лепестки и чашелистики у древнего цветка не было, как и у некоторых современных растений, например магнолии и лютика, — он имел простой околоцветник с десятью или более листиками. Хотя предок похож на некоторые современные цветки, точного подобия по всему набору частей у него нет.

Ученые считают, что в процессе эволюции частей цветка становилось меньше, а разные виды приспосабливали цветки под свои нужды, так появилось то разнообразие, которое есть сейчас, — от цветков кувшинки, которые напоминают предка, до орхидеи или львиного зева.

Теперь ученые ждут палеонтологических находок и исследований генома растений, которые бы могли дополнить результаты их работы.

Исследование описано в журнале Nature Communications.

Ранее ученые расшифровали геном растения — живого ископаемого.