Предки североамериканских индейцев оказались на 40% европейцами. Именно этим объясняются особенности черепов древних поселенцев Нового Света

Международная группа ученых с участием исследователей из России изучила происхождение народов Сибири. В результате им удалось выяснить не только то, откуда пришли те или иные сибирские группы, но и то, что часть древнего местного населения, откуда затем вышли и индейцы Северной Америки, происходила из Западной Евразии, в том числе из Восточной Европы. Ранее индейцы считались относительно чистыми монголоидами, что порождало трудности с интерпретацией особенностей их черепов, не слишком похожих на монголоидные.

На днях в Nature вышла статья другой группы ученых с российским участием, разбиравшая происхождение палеоэскимосов и неоэскимосов, а также индейцев на-дене, оказавшихся родственными эскимосам. А в этой статье независимая группа ученых разбирает другой вопрос: происхождение сибиряков и предков основной части индейцев Северной Америки (не на-дене).

История заселения Сибири, в особенности ее северной части, на данный момент понятна далеко не полностью. В 2016 году были обнаружены следы древнего присутствия здесь человека — характерные прижизненные раны ископаемых мамонтов и волков возрастом около 45 тысяч лет. Тем не менее находок самих людей или их стоянок для Северо-Восточной Сибири до 31 тысячи лет назад практически нет. Древнейшая находка такого рода — стоянка Яна, открытая Владимиром Питулько, одним из авторов новой работы.

В рамках нового исследования были изучены геномы останков 34 людей, живших между 31 тысячей и 600 лет назад, в том числе — с древнейшей Янской стоянки.

Два молочных зуба, принадлежавших сибирякам с Янской стоянки. Russian Academy of Sciences

Оказалось, что янцы генетически отделились от других европейских и азиатских групп древних людей около 38 тысяч лет назад. Между тем европейские и азиатские популяции древних людей нашего вида разделились около 43 тысяч лет назад. И янцы на 71% происходят именно от древних европейцев. А то, что 29% их генов — от восточной, азиатской популяции людей, значит, что предки янцев, вышедшие из Европы по пока неизвестному маршруту, уже в Азии скрестились с местными группами людей.

Около 10 тысяч лет назад в той же Северо-Восточной Сибири начинают появляться люди, чей «генетический портрет» отличается от янского. В так называемой колымской группе уже до 40% генов от древних европейцев, а 60% приходится на азиатскую популяцию людей. Судя по «колымскому» геному, к древним янцам со временем примешались выходцы из Азии, возможно мигрировавшие на Колыму и Чукотку с юга.

Именно из этой части Сибири, близкой к Берингии, вышли люди, колонизировавшие Северную Америку около 15 тысяч лет назад. «Колымский геном» очень близок геномам как современных коряков, чукчей и ительменов (жители Евразии), так и коренных американцев. Исследователи даже называют эту группу «переходным звеном» между древними сибирякамии и американцами. Высокая доля европейских генов (40%) означает, что и у первых североамериканских индейцев таких генов должно было быть примерно столько же.

Это объясняет ранее загадочные результаты изучения черепов древнейших групп индейцев — они получались слишком высокими для чистых монголоидов. Однако для древних европейцев такие параметры уже вполне нормальны.

На севере Сибири, однако, колымский геном вскоре перестал безраздельно доминировать: около 5 тысяч лет назад здесь появляются «новые сибиряки», пришельцы с юга, с большей долей азиатских генов. Из современных народов они ближе всего к эвенам.

Интересно, что есть еще один сравнительно близкий этим «новым сибирякам» народ — саамы Юго-Западной Финляндии. Иными словами, в последние тысячи лет группа «неосибиряков» осуществила очень длинную миграцию, частично переместившись с севера Восточной Сибири на север Европы.

Иван Ортега