Средневековая мазь эффективно уничтожила устойчивые к антибиотикам бактерии

Ученые воспроизвели рецепт мази из древнеанглийской медицинской книги и обнаружили, что эта мазь эффективно уничтожает штаммы золотистого стафилококка, которые выработали устойчивость к широкому кругу современных антибиотиков.
«Мы думали, что глазная мазь Бальда может быть слабым антибиотиком, потому что, как показали исследования, каждый из ее ингредиентов в какой-то степени способен уничтожать бактерии: медь и натриевые соли желчных кислот убивают их, а растения подсемейства луковых вырабатывают химические вещества, которые мешают бактериям разрушать зараженные ткани. Но нас просто поразила эффективность комбинации этих ингредиентов», — сказала одна из участниц исследования Фрейя Гаррисон (Freya Harrison) из Ноттингемского университета (Великобритания), чьи слова приводятся в сообщении университета.

«Лекарская книга Бальда» — древнеанглийский медицинский текст, датируемый IX—X веками. Гаррисон и ее коллеги скрупулезно воспроизвели по этой книге рецепт глазной мази, состоящей из чеснока и лука, вина и бычьей желчи. По рецепту мазь надлежало смешать в медном сосуде, отфильтровать и применять через девять дней.

Они протестировали этот рецепт с разными вариациями на бактериях в пробирке и в ранах мышей, специально зараженных золотистыми стафилококками. Эти бактерии вызывают различные заболевания — от угрей до пневмонии. Золотистые стафилококки широко распространены, и при этом от них трудно избавиться, потому что они хорошо приспосабливаются к антибиотикам, вырабатывая лекарственную устойчивость.

Как показали эксперименты, отдельные компоненты действительно не обладали заметным антибактериальным эффектом, однако сама мазь оказалась весьма эффективной и уничтожала примерно 99,99% бактерий. Ученые также протестировали мазь на биопленках, которые бактерии образуют, «склеиваясь» вместе. Биопленки опасны тем, что разрушать их еще сложнее, чем уничтожать отдельные бактерии. Как оказалось, мазь справлялась с бактериями и в этих условиях.