Все новости

Постсоветская молодежь пьет меньше уроженцев СССР. Именно она сильнее всего толкает вниз потребление спиртных напитков в России

Исследователи из ВШЭ обнаружили, что потребление алкоголя в России сокращается, причем в большой степени за счет умеренности молодых людей, родившихся после 1990 года, в особенности — женщин.

Результаты внушают определенный оптимизм, поскольку именно для молодых умеренность в отношении спиртных напитков в наибольшей степени влияет на продолжительность жизни. Соответствующая статья опубликована в Addiction.

Как известно, Россия в постсоветский период отличается большим объемом потребления алкоголя, в том числе — наиболее крепких напитков на его основе. Соответственно, смертность от алкоголя в нашей стране является одной из наиболее высоких в мире. Авторы задались целью понять, как изменялась ситуация с этой области за последние четверть века.

Для этого они проанализировали ответы 195 234 респондентов в возрасте от 14 до 85 лет за период 1994-2016 годов, собранных через систематические социологические опросы сторонними по отношению к ВШЭ организациями. Опросы учитывали, с какой средней частотой опрошенные принимали алкоголь на протяжении последних 30 дней, а также то, какой тип алкоголя употреблялся. Важной чертой, дающей исследованию новизну, стало то, что оно рассматривает динамику потребления алкоголя с раскладкой по половозрастным группам и, одновременно, различным видам спиртных напитков.

В результате удалось выяснить, что картина потребления алкоголя в России довольно необычно изменялась со временем. В норме при экономических кризисах потребление алкоголя падает, а при росте экономики — напротив, увеличивается. Тем не менее, резкое падение подушевого ВВП и располагаемого дохода в 1990-х сопровождалось обратным процессом — ростом подушевого потребления алкоголя. По всей видимости, широкое распространение самогоноварения и производства нелегальной водки, более дешевой (в том числе за счет уклонения от налогов), чем обычная, позволяли компенсировать сужающуюся покупательную способность граждан. В 90-е несколько сократилось потребление только одного вида спиртных напитков, а именно вина. В то же время и водка, и пиво в подушевых цифрах показали заметный рост для всех половозрастных групп (среди мужчин, впрочем, рост был несколько быстрее).

Вероятно, на структуру потребление алкоголя также повлиял запрет рекламы водки после 1995 года. Хотя ее продажи и не упали, но рост их, после этой даты, был сравнительно умеренным. Пиво, запрета на рекламу которого тогда не ввели, быстро улучшило свои позиции. Если в 1995 году его потребляли 24% респондентов, то в 2001 году — уже 58%

В 2001-2010 годах потребление водки стало снижаться (особенно среди женщин), пива — стабилизировалось, а вина несколько выросло. Однако с 2012 года и у него прекратился рост потребления. Начиная с 2014-2015 годов спрос на алкоголь повел себя более «нормально» по мировым меркам — он упал, как и положено в период падения реальных доходов населения. Однако авторы видят причиной этого не только падение доходов, но и внедрения новых ограничительных законов — запрета на покупки алкоголя после определенного часа вечера, начало реального контроля за возрастом покупателей алкоголя и ряд других. Особенно резко потребление упало среди лиц 1990 года рождения и позднее. У последних сокращается не только частота употребления крепких напитков, но и алкоголя вообще.

В целом полученные цифры выглядят оптимистично. В 2001 году, на пике потребления алкоголя, более 70% мужчин и 50% женщин принимали значительные количества алкоголя раз в месяц или чаще. В 2016 году лишь 50% мужчин и менее 32% женщин употребляли алкоголь раз в месяц или чаще.

Таким образом, изменения в потреблении спиртных напитков указывают на то, что сам по себе экономический кризис снизить его частоту не может, зато энергичные правительственные меры действительно способны заметно изменить ситуацию. Более сложным вопросом является иной: возможно ли далее наращивать регуляторное давление на потребление алкоголя без роста рынка незаконного алкоголя? В прошлый период заметного снижения употребления спиртных напитков, в эпоху горбачевского «сухого закона», это не удалось.

 Иван Ортега