После урока на свежем воздухе школьники более внимательны и вовлечены в работу

Американские психологи сравнили продуктивность детей после проведения одного из уроков на природе и при стандартном школьном распорядке и выяснили, что урок на природе повышает продуктивность.

То, что на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении работается лучше, вряд ли кто-то подвергает сомнению. Однако уроки в школах редко проводятся вне ее стен — учителя считают, что после таких выходов из класса сложно будет снова собрать внимание учеников. Ученые из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне (США) доказали, что проведение занятий на улице, наоборот, способствует большей учебной продуктивности школьников на дальнейших уроках.

Психологи работали с детьми в возрасте 9—10 лет, наблюдая за их поведением на уроках в реальной школе. При этом часть уроков проводилось на улице, а часть, по тем же темам, в школьном классе. На последующих уроках исследователи фиксировали уровень сосредоточенности школьников. В частности, они смотрели, как часто учителю приходится привлекать внимание учеников фразами вроде «сядьте», «начинайте работу» и тому подобными. Также фотографии с уроков просили оценить сторонних наблюдателей и ответить, насколько вовлечены ученики в работу в тот или иной момент времени. Всего эксперимент длился 10 недель и был повторен за это время 20 раз.

После обработки данных выяснилось, что с вероятностью в 81% общая оценка продуктивности работы выше после урока на природе, чем после урока в классе. После такого нестандартного урока учителя практически в два раза дольше удерживали внимание учеников на учебном материале без специальных призывов. Так как все остальные условия были практически идентичными, можно сказать, что такое влияние на внимательность и вовлеченность школьников оказала именно работа на природе.

Хотя авторы работы указывают, что данные требуют дальнейшей проверки — на других выборках учеников, в других школах, при разной погоде и так далее, тем не менее они рекомендуют учителям задуматься над тем, чтобы включать в программу больше уроков, проводимых вне стен класса.

Статья опубликована в журнале Frontiers in Psychology.

Ранее ученые показали, что выходные на природе действуют на здоровье благоприятно.

Ученые не смогли связать реалистичность видеоигр с уровнем агрессии игроков

Исследователи из Великобритании и России провели масштабный эксперимент, чтобы выяснить связь между графической реалистичностью видеоигр и агрессивностью людей, которые в них играют. Однако никаких заметных корреляций не выявили.

В рамках исследования ученые провели два онлайн-эксперимента, в каждом из которых участникам предлагали одну из двух версий шутера от первого лица — более или менее реалистичную. В первом эксперименте ученые корректировали динамику движения вражеских персонажей перед смертью. Для менее правдоподобного варианта анимированные ролики подготовили заранее, а во втором случае использовали так называемую Ragdoll-физику — подход к созданию анимации, основанный на механических свойствах человеческого скелета. Таким образом, в более реалистичной версии игры раненые противники каждый раз умирали по-разному, в зависимости от полученных травм.

Во втором эксперименте авторы исследования «подкрутили» особенности поведения противников: в одном случае отряды использовали реальные военные тактики, в то время как в другом персонажи вели себя значительно проще. В общей сложности в обоих онлайн-экспериментах приняли участие почти три тысячи добровольцев.

Чтобы оценить уровень агрессии, во время игры участникам периодически предлагали словесный тест, в котором требовалось восстановить слово по его части. Поскольку задания предполагали наличие нескольких ответов, ученые ожидали, что «разгоряченные» жестокими играми люди будут чаще выбирать связанный с насилием вариант. Например, им давали начало слова на английском «KI…» и его можно было завершить как «KISS» (поцелуй), «KING» (король), «KILT» (килт) и «KILL» (убивать). Однако анализ ответов участников обоих экспериментов не выявил существенной разницы в уровне агрессии между теми, кто играл в более или менее реалистичную версию игры.

Несмотря на результаты данного исследования, ученые не делают однозначных выводов о возможной агрессивности людей, вызванной жестокими видеоиграми. В дальнейшем следует провести аналогичные исследования на подростках и детях, а также изучить другие аспекты реалистичности видеоигр. [ ... ]

Конфликт интересов помогает приматам принимать более правильные решения

Американские биологи выяснили, что конфликт интересов между отдельными приматами идет на пользу всей группе. Упрямо стоя на своем, животные тратят больше времени и в итоге принимают более взвешенное и точное решение.

В сложных биологических системах функциональность появляется в результате взаимодействия множества компонентов, которые принимают решения, опираясь на неполные данные. Это могут быть нейроны, получающие зашумленный сигнал, или животные, которые живут в одной стае. В такой системе не обойтись без конфликта интересов между элементами, и считается, что это имеет только негативные последствия: нестабильность системы, появление тупиковых ситуаций и повышенную смертность. В новом исследовании ученые из США показали, как решения на уровне отдельных элементов системы приводят к оптимальному решению, несмотря на конфликты и неполноту данных.

В качестве модельной системы исследователи использовали сообщество приматов (макак или шимпанзе), учтя данные наблюдений за реальными животными. В модельной системе животным требуется понять распределение силы — «проградуировать» животных по силе. Для этого при парном взаимодействии каждой особи необходимо решить, вступать в борьбу или сразу сдаться.

Для описания поведения каждого отдельно взятого примата ученые использовали модель «интегратора с утечкой» — системы, которая накапливает полученную информацию с небольшими потерями. Таким образом ученым удалось описать принятие решения в условиях неполных данных.

Выбирая концепцию поведения элемента системы, исследователи оптимизировали три параметра: точность оценки текущей ситуации, скорость принятия решения и личный интерес, противопоставленный интересам группы. Часто некоторые из них противоречат друг другу: к примеру, настойчивость в поединке делает победу более вероятной, но также отнимает больше сил и времени. Во многих работах изучалось взаимодействие каких-либо двух факторов, однако редко кто принимал во внимание все три одновременно. [ ... ]

Гендер исследователя влияет на результаты психологических исследований

Исследователи из Университета Уппсалы (Швеция) определили, как пол экспериментатора влияет на результаты научных опытов, особенно в психологии и медицине.

Научные работы перед публикацией в журналах всегда рецензируют и стараются проверять. Но если речь идет о публикациях по медицине и психологии, по которым авторы не предоставляют «сырых» данных, систематическая проверка крайне затруднительна. Объем публикаций растет из года в год, и проверка научных данных стала острой проблемой, которую специалисты назвали кризисом воспроизводимости. В ходе недавних проверок почти сотни статей по психологии, опубликованных в высокорейтинговых журналах 2008 году, достоверными оказались данные менее трети публикаций.

Социологи из Швеции, изучающие проблему воспроизводимости данных, обратили внимание на мало изученный специалистами фактор — пол экспериментатора. Отчеты о клинических испытаниях, результат психологических тестов и опросов практически не содержат информации о гендере экспериментатора. Однако пол может повлиять на оценку самочувствия испытуемых. Например, при тестировании эффективности обезболивающих препаратов испытуемые мужчины при наблюдении женщины-экспериментатора заявляли о меньшем уровне боли, чем при опросе мужчинами.

Ученые разделили влияние гендера исследователя на три категории: влияние на интеллект, тело и поведение испытуемых. Для каждой категории авторы обобщили результаты ранее проведенных исследований, где пол учитывался. Так, влияние на интеллект ученые подтвердили с помощью тестов на креативные способности. Оказалось, что участники-мужчины никак не реагируют на пол экспериментатора, в то время как женщины показали заниженные результаты в случае проведения эксперимента женщинами. Исследователи пришли к выводу, что женщины чувствительнее реагируют на других людей, чем мужчины.

Влияние гендера специалисты проиллюстрировали серией экспериментов по измерению физической активности участников. Испытуемые выполняли прыжки с места, челночный бег и приседали. Несколько исследований выявили улучшение результатов при проведение эксперимента наблюдателем противоположного пола. [ ... ]