Ученые переписали генетическую карту Европы

Исследователи из МГУ вместе с зарубежными коллегами выяснили, что европейцы стали устойчивыми к лактозе позже, чем считалось, а современная демографическая структура населения Евразии была сформирована в результате миграций бронзового века.

Бронзовый век в Евразии, продолжавшийся примерно с 3000 по 1000 годы до нашей эры, был периодом серьезных культурных изменений, происходивших с различными популяциями людей, однако специалисты до сих пор спорят, явились ли эти изменения результатом обмена идеями или следствием человеческих миграций.

Российские ученые в составе международной команды специалистов изучили этот вопрос, применив усовершенствованные методы исследования геномов представителей древних культур по всей Европе. Результаты работы были

опубликованы

в журнале

Nature

.

Доцент исторического факультета МГУ Владислав Житенев рассказывает: «Мы с коллегами проделали гигантскую работу, в которой каждый выполнял свою роль. Лично я занимался анализом материалов из Каповой пещеры — единственной пещеры на территории России с наскальными рисунками каменного века. Наше исследование — это первая ласточка, результаты будут расти и расширяться. Впервые мы работали с такой широкой выборкой палеоантропологического материала. Мы смогли проследить расселение определенных народов, распространение индоевропейской языковой семьи. Учитывая, что археологи работали вместе с палеогенетиками, результаты исследования открывают новые горизонты истории».

В ходе исследований ученые пришли к выводу, что бронзовый век являлся динамичным периодом с крупномасштабными миграциями населения, в результате которых сформировались основные составляющие современной демографической структуры в Европе и в Азии. Область к востоку от Урала и далеко в Центральной Азии была колонизирована около 3,8 тысячи лет назад андроновской культурой, населявшей Казахстан, Западную Сибирь, западную часть Средней Азии и Южный Урал. Согласно исследованию, представители этой культуры были носителями европейского ДНК.

В конце бронзового века и в начале железного века народы Восточной Азии прибыли в Центральную Азию. Здесь ученые наблюдают скорее «замещение генов», так как европейские гены в этом регионе исчезают. Кроме того, прежде популярным было мнение, что переносимость лактозы — способность организма усваивать молочные продукты — впервые появилась на Балканах или на Ближнем Востоке в связи с развитием земледелия в каменном веке. Новые результаты, полученные при анализе ДНК, показали, что переносимость лактозы начала проявляться у европейцев гораздо раньше. Исследователи уверены, что способность пить молоко в любом возрасте могла появиться в Европе вместе с ямными пастухами с Кавказа, но отбор, который сделал большинство европейцев «устойчивыми» к лактозе, произошел значительно позже.

Употребление орехов снижает риск смерти от ряда заболеваний

Употребление в пищу орехов и арахиса в количестве около 15 граммов в день существенно снижает риск смерти от некоторых заболеваний, говорится в пресс-релизе издательства Оксфордского университета (Великобритания).

«Примечательно, что существенное снижение смертности наблюдалось уже при употреблении около 15 грамм орехов или арахиса в день (примерно половина пригоршни). Употребление большего количества орехов не было связано с еще большим снижением риска смерти. Этот вывод был также поддержан анализом ранее опубликованных исследований, в которых смертность от рака и респираторных заболеваний следовала той же зависимости», — сказал Пит ван ден Брандт (Piet van den Brandt) из Университета Маастрихта (Нидерланды), чьи слова приводятся в сообщении.

Ван ден Брандт и его коллеги использовали данные Нидерландского группового исследования. Оно было начато в 1986 году для выяснения возможной связи между питанием и другими особенностями образа жизни и риском развития разных типов рака. В исследовании приняли участие более 120 тысяч голландцев в возрасте 55—69 лет. Их спрашивали, в частности, сколько и как часто они едят орехи, арахис или арахисовое масло. Теперь ученые проанализировали общую смертность в группе испытуемых с момента начала исследования, а также количество смертей от разных причин.

Их исследование показало, что смертность от нейродегенеративных и респираторных заболеваний, рака и диабета была меньше среди тех, кто регулярно употреблял орехи и арахис в пищу, однако арахисовое масло никакого эффекта на уровень смертности не оказывало.

Орехи и арахис содержат жирные кислоты, витамины, пищевые волокна, антиоксиданты и другие вещества, которые могут оказывать благотворное влияние на здоровье человека. Однако арахисовое масло содержит вредные транс-изомеры жирных кислот и соль, что может сводить на нет пользу от содержащегося в нем арахиса, предполагают ученые. [ ... ]

Исследование: риск получить травму идет детям на пользу

Ученые доказали, что родителям не стоит слишком беспокоиться за детей, запрещая им лазать по деревьям и ограждая от подстерегающих во дворе опасностей. Исследователи показали, что активное и сопряженное с риском получения травм времяпрепровождение благотворно влияет на физическое и психологическое состояние детей.

По мнению многих родителей, активные игры их детей на свежем воздухе, включающие такие виды деятельности, как лазанье по деревьям, бег, прыжки, игра в футбол служат источником бесчисленных опасностей: ребенок может упасть, ушибиться, вывихнуть или даже сломать что-нибудь. Из-за этого многие мамы и папы стараются ограничить активность своих детей и не позволяют им заниматься слишком опасными, по мнению родителей, играми.

Группа ученых из Канады и США под руководством Марианы Бруссони из университета Британской Колумбии утверждают, что активные игры на детских площадках и в парках, которые грозят детям травмами, на самом деле оказывают на физическое и психологическое состояние детей гораздо больше положительного влияния, чем отрицательного. Исследователи опубликовали результаты своей работы в

The International Journal of Environmental Research and Public Health

. [ ... ]

Употребление некоторых средств от изжоги повышает риск сердечного приступа

Препараты от изжоги, входящие в группу ингибиторов протонного насоса, повышают риск сердечного приступа, говорится в сообщении Медицинского центра Стэнфордского университета в городе Пало-Альто (США).

Ингибиторы протонного насоса — это одна из нескольких групп лекарств от изжоги, в которую входят препараты с такими действующими веществами, как омепразол, пантопразол, лансопразол, рабепразол, эзомепразол. Эти вещества обычно присутствуют в таких препаратах, как «Гастрозол», «Нофлюкс», «Нексиум».

До сих пор считалось, что препараты этой группы противопоказаны лишь людям, принимающим клопидогрел — лекарственный препарат, разжижающий кровь и препятствующий образованию тромбов. Однако Нигам Шах (Nigam Shah) из Медицинского центра Стэнфордского университета и его коллеги проанализировали электронные медицинские карты 1,8 миллиона пациентов из базы данных Медицинского центра Стэнфордского университета, которые охватывают период с 1994 года до настоящего времени. Они обнаружили более 70 тысяч людей, которые страдали изжогой. К ним ученые добавили данные 227 тысяч пациентов с изжогой из частной базы данных. Затем они сравнили истории болезней пациентов, принимавших ингибиторы протонного насоса и другие препараты от изжоги.

Ученые обнаружили, что употребление ингибиторов протонного насоса в 16—21% случаев (в зависимости от использованного метода статистических расчетов) оказалось связано с риском сердечного приступа даже при исключении тех, кто принимал клопидогрел.

При этом ученые не нашли связи с сердечными заболеваниями для другой группы препаратов от изжоги — блокаторами гистаминовых H2-рецепторов. В эту группу входят препараты с такими действующими веществами, как циметидин, ранитидин, фамотидин, низатидин, ранитидин висмута цитрат. Примеры лекарственных средств, их содержащих: «Зантак», «Гастероген», «Аксид». [ ... ]