Ученые переписали генетическую карту Европы

Исследователи из МГУ вместе с зарубежными коллегами выяснили, что европейцы стали устойчивыми к лактозе позже, чем считалось, а современная демографическая структура населения Евразии была сформирована в результате миграций бронзового века.
Бронзовый век в Евразии, продолжавшийся примерно с 3000 по 1000 годы до нашей эры, был периодом серьезных культурных изменений, происходивших с различными популяциями людей, однако специалисты до сих пор спорят, явились ли эти изменения результатом обмена идеями или следствием человеческих миграций.

Российские ученые в составе международной команды специалистов изучили этот вопрос, применив усовершенствованные методы исследования геномов представителей древних культур по всей Европе. Результаты работы были опубликованы в журнале Nature.

Доцент исторического факультета МГУ Владислав Житенев рассказывает: «Мы с коллегами проделали гигантскую работу, в которой каждый выполнял свою роль. Лично я занимался анализом материалов из Каповой пещеры — единственной пещеры на территории России с наскальными рисунками каменного века. Наше исследование — это первая ласточка, результаты будут расти и расширяться. Впервые мы работали с такой широкой выборкой палеоантропологического материала. Мы смогли проследить расселение определенных народов, распространение индоевропейской языковой семьи. Учитывая, что археологи работали вместе с палеогенетиками, результаты исследования открывают новые горизонты истории».

В ходе исследований ученые пришли к выводу, что бронзовый век являлся динамичным периодом с крупномасштабными миграциями населения, в результате которых сформировались основные составляющие современной демографической структуры в Европе и в Азии. Область к востоку от Урала и далеко в Центральной Азии была колонизирована около 3,8 тысячи лет назад андроновской культурой, населявшей Казахстан, Западную Сибирь, западную часть Средней Азии и Южный Урал. Согласно исследованию, представители этой культуры были носителями европейского ДНК.

В конце бронзового века и в начале железного века народы Восточной Азии прибыли в Центральную Азию. Здесь ученые наблюдают скорее «замещение генов», так как европейские гены в этом регионе исчезают. Кроме того, прежде популярным было мнение, что переносимость лактозы — способность организма усваивать молочные продукты — впервые появилась на Балканах или на Ближнем Востоке в связи с развитием земледелия в каменном веке. Новые результаты, полученные при анализе ДНК, показали, что переносимость лактозы начала проявляться у европейцев гораздо раньше. Исследователи уверены, что способность пить молоко в любом возрасте могла появиться в Европе вместе с ямными пастухами с Кавказа, но отбор, который сделал большинство европейцев «устойчивыми» к лактозе, произошел значительно позже.