Путь биоразлагаемой клетки: сначала антисептик, потом корм

Сотрудники Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и Института химии Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИХ ДВО РАН) синтезировали полиметилолакриламидные (ПМАА) пленки с антисептическим эффектом.

Полимерные пленки ПМАА получали с помощью метода электрополимеризации, то есть с помощью приложения небольшого электрического напряжения к растворам соответствующих мономеров. В процессе синтеза в состав материала также добавляли формальдегид, который образовывал химические связи с ПМАА и придавал пленкам антибактериальные свойства.

С помощью электрополимеризации полимерные покрытия наносились за 5−10 минут, а в качестве растворителя использовалась вода, что делает эту методику недорогой, нетоксичной, пожаро- и взрывобезопасной. В других современных работах полимерные антисептические покрытия получают с помощью гораздо более сложного и многостадийного синтеза.

Антибактериальные свойства новых полимерных покрытий проверялись на культурах золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus) и бактериях Японского моря. Эксперименты показали, что пленки ПММА подавляли размножение микробов в течении 45 дней после нанесения покрытий. Такой антибактериальный эффект ученые связывают с формальдегидом, как накопившемся в порах пленки во время ее синтеза, так и выделившемся из самой структуры пленок при испытаниях.

Также эксперименты показали, что новый материал биоразлагаем: по прошествии 45 дней пленки теряли свои антисептические свойства и, наоборот, становились питательной средой для размножения бактерий. Таким образом, антисептические пленки ПММА можно легко утилизировать после выполнения их функций.

Сочетание этих качеств делает новый материал полезным для медицины: например, покрытие антисептическим полимером защитит различные имплантаты от размножения патогенных бактерий. Кроме того, новые полимерные пленки можно использовать в качестве мембран для процессов пищевой химии (стерилизации молока, получения безалкогольного пива и вина) или синтеза некоторых химических соединений.

Результаты исследования опубликованы в журнале Polymer Engineering and Science.