В МФТИ заставят прозрачные материалы поглощать и отпускать свет по команде

Физики из России, Швеции и США продемонстрировали крайне необычный оптический эффект: поглощение света прозрачным материалом. Это открывает новые пути к созданию элементов памяти для фотоники.

Черные предметы поглощают видимый свет и переизлучают его как инфракрасное излучение, а прозрачные этого не делают. Однако исследователи решили выяснить, могут ли прозрачные тела какое-то время выглядеть как поглощающие. Для этого исследователи обратились к особым математическими свойствам матрицы рассеяния. Это функция, которая связывает падающие на систему электромагнитные волны и их рассеяние. При падении на систему из прозрачного материала пучка света с постоянной интенсивностью система рассеивает весь падающий свет вследствие отсутствия поглощения (остается прозрачной).

Однако оказалось, что если особым образом менять во времени интенсивность падающего пучка, не давая ему оставаться постоянным, эта нормальная ситуация будет нарушена, по крайней мере на какое-то время. В частности, если увеличивать интенсивность падающего света по экспоненте, то вся его энергия будет копиться внутри прозрачного материала и не покидать его. Снаружи при этом такая система будет выглядеть идеально поглощающей, то есть черной. Когда экспоненциальное нарастание падающего излучения прекращается, вся «запертая» внутри слоя энергия покидает его одномоментно.

Такое накопление света в прозрачной системе может позволить разработать устройства оптической памяти, которые будут без потерь хранить оптическую информацию и высвобождать ее в нужный момент времени.

Соответствующая статья опубликована в Optica.

Ранее коллектив ученых из США создал тонкий и гибкий материал, почти идеально поглощающий свет.