Общение с молодежью испортило аппетит мышам. Оптогенетические исследования продемонстрировали, что активация нейронов, участвующих в социальных взаимодействиях, подавляет пищевое поведение животных

Ученые выяснили, что стимуляция нейронов, отвечающих у мышей за социальное поведение, подавляет их тягу к пище. По мнению исследователей, это может помочь в понимании того, как совершенно, казалось бы, не имеющие ничего общего базовые побуждения влияют друг на друга и даже, возможно, помогут лечить анорексию.

Нейробиологи из Стэнфордского университета провели исследование, чтобы выяснить, как друг с другом связаны нейроны, находящиеся в орбитофронтальной коре мозга мыши. У человека эта часть мозга отвечает за подкрепление и принятие решений. Кроме того, в ней как-то регулируется пищевое  поведение и социальная активность.

Для своих целей авторы прибегли к методам оптогенетики. В орбитофронтальную кору животных поместили вирусные векторы, с помощью которых в нейроны мышей ввели гены каналородопсина — белка, который образует мембранный канал, чувствительный к свету. Подобные нейроны можно стимулировать, просто посветив на них. Опсины в ответ на излучение открывают канал — мембранный потенциал меняется и нейрон «включается».

Читайте также: Светлое будущее, или Оптогенетика для чайников

Кроме того, у ученых была индикаторная конструкция из серии GCaMP, состоящая из нескольких белков — зеленого флуоресцентного, кальмодулина, а также пептидной последовательности киназы легких цепей миозина. Ученые ввели ее гены в клетки мозга, и, когда модифицированные нейроны возбуждались, этот комплекс испускал свет.

После этого ученые провели несколько опытов. Вначале мышам давали лизать высококалорийную жидкость и наблюдали, какие нейроны при этом активны. Затем, убедившись в том, что активны всегда одни и те же нейроны орбитофронтальной коры, ученые простимулировали их светом. Действительно, мыши стали лизать вкусный раствор интенсивнее, причем дополнительный эксперимент с простой водой показал, что мыши не проявляют к ней особого интереса и стимуляция нейронов ничего не меняет.

На следующем этапе мышам в клетку поместили других мышей, детенышей, и наблюдали за тем, как будут себя вести нейроны испытуемых мышей. Исследователи отследили те нервные клетки, которые зажигались только во время общения с пришельцами, но не во время кормежки. После этого авторы работы стали стимулировать эти свеженайденные «социальные» нейроны в то же время, когда давали мышам привычную им сладкую воду. Из-за стимуляции социальных нейронов мыши лизали еду не так интенсивно, как без нее.

В разговоре с пресс-службой Стэнфордского университета автор исследования упоминает об одной из проблем анорексии, которая связана как раз с воздействием социального и пищевого поведения — ожидании вознаграждения за отказ от пищи. Он надеется, что результаты их работы помогут в лечении этой болезни, возникшей на пересечении еды и общества.

Оптогенетические эксперименты с мышами в определенном смысле — «золотой стандарт» нейроисследований. Так, ученые уже научились запускать в мышах доминантное поведение щелчком кнопки и заставлять животных пить воду, а иногда и вовсе — пить свет.