Под Санкт-Петербургом нашли новый вид древних тихоходок

Их ближайшие родственники обитают в Аргентине и Перу.

Сотрудник кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Денис Туманов нашел в образцах пресной воды, взятых из водоема недалеко от Санкт-Петербурга, беспозвоночных из типа тихоходок. Биолог определил, что они не относятся ни к одному из уже известных видов тихоходок. Статья с описанием открытого вида опубликована в научном журнале Zootaxa.

Экземпляры тихоходок, о которых идет речь, Денис Туманов собрал еще в 1993 году, когда работал над кандидатской диссертацией. Он обнаружил их в пробах воды из безымянного озера у железнодорожной станции Васкелово Всеволожского района Ленинградской области. Три особи размером до 0,3 мм не были похожи ни на один из известных в то время евразийских видов тихоходок. Однако в тот момент точно классифицировать их не получилось.

В 2004 году сицилийские зоологи беспозвоночных (Джованни Пилато и его коллеги) описали новый вид местных тихоходок Hypsibius septulatus. За 14 лет до этого, в 1990-м, тот же Джованни Пилато нашел тихоходку того же рода — Hypsibius marcelli. Детально изучив их в 2010-х, Денис Туманов пришел к выводу, что обнаруженные им три необычных экземпляра по строению ближе всего именно к этим южноамериканским беспозвоночным. Тем не менее есть и отличия: они проявляются в строении ротового аппарата, поверхности тела и кутикулярных полосок вблизи оснований коготков. Кроме трех экземпляров взрослых тихоходок в воде из Васкелово нашлись три яйца тихоходок, отложенные в сброшенную самкой кутикулу.

Новый вид Денис назвал Hypsibius vaskelae в честь той станции, рядом с которой животные были обнаружены. Стоит отметить, что и южноамериканские Hypsibius marcelli и Hypsibius septulatus тоже были описаны по очень небольшому количеству экземпляров — пять и два соответственно. По-видимому, все три вида, о которых идет речь, относятся к древним, реликтовым формам и большая часть родственных им таксонов давно вымерла. Ситуации, когда представители одного или двух близких видов встречаются в разных концах света, нередки. Автор статьи приводит такой пример: «Вид Parhexapodibius pilatoi был описан из мхов и почвы полупустынь США, затем найден в почве альпийских лугов Италии, а я обнаружил его в песке на дне нескольких озер Выборгского района Ленинградской области, в Семиозерье».

Тихоходки интересны своей исключительной устойчивостью к неблагоприятным условиям окружающей среды. Несмотря на то что они предпочитают жить в водоемах или местах с повышенной влажностью, они переносят пересыхание источника и усыхание собственного тела продолжительностью в несколько лет. Поэтому существуют и пустынные, и горные тихоходки. А эксперименты над представителями вида Milnesium tardigradum, проведенные в космосе, показали, что они не теряют способности к размножению даже после пребывания в вакууме и под действием сильной радиации. Исследователи в последние годы активно изучают биохимические механизмы, позволяющие тихоходкам выживать в самых экстремальных условиях.

Российские ученые выделили новое вещество из японского светящегося червя

Люцифераза морской полихеты Odontosyllis umdecimdonta не имеет известных аналогов.

Ученые из Института биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова совместно с японскими и американскими коллегами выделили и охарактеризовали вещества, позволяющие морскому многощетинковому кольчатому червю Odontosyllis umdecimdonta светиться — биолюминесцировать. При этом они не обнаружили аналогов люциферазы (фермента, обеспечивающего свечение) данного червя среди белков других живых существ аналогичного назначения. Также у этого вещества обнаружилось несколько необычных свойств. С препринтом научной статьи можно ознакомиться на сайте biorXiv, также она принята к публикации в журнале Biochemical and Biophysical Research Communications. Работа поддержана грантом РНФ.

Обитающий в водах Японии кольчатый червь Odontosyllis umdecimdonta относится к роду Odontosyllis, чьи представители устраивают красочные демонстрации биолюминесценции во время брачных игр. Известно, что свечение им, как и многим способным к биолюминесценции организмам, обеспечивает система из люциферина и люциферазы. Люциферины — это небольшие молекулы, способные легко отдавать электроны, т. е. окисляться. Окисление люциферинов осуществляется благодаря работе люцифераз. Люциферины и кислород связываются с этими ферментами и присоединяются друг к другу на их поверхности. В ряде случаев для этого требуются дополнительные вещества — кофакторы, например ионы магния.

Существует несколько классов люциферинов и люцифераз, но к каким из них относятся «светящиеся вещества» Odontosyllis, до сих пор не было известно. Не был понятен и механизм их реакций друг с другом. Поэтому авторы статьи, среди которых есть ведущие мировые специалисты по биолюминесценции, выделили люциферин и люциферазу из Odontosyllis umdecimdonta. Для этого они выловили несколько особей этого вида в бухте Тояма после захода солнца 6 октября 2016 года, приманив червей фонариком, поднесенным к поверхности воды. Дата не случайна: брачные демонстрации Odontosyllis umdecimdonta устраивают всегда в первое новолуние октября.

Тела пойманных червей лиофилизировали (высушили) и из полученного материала выделили ДНК и РНК. В них нашли четыре участка, предположительно кодирующие люциферазу, и определили последовательности нуклеотидов в них. Далее их по одному вводили в культуры клеток эмбриональной почки человека HEK293NT и через некоторое время проверяли: вытяжка (лизат) из каких клеток будет светиться. На основе этой информации ученые установили, какой из четырех генов-кандидатов кодирует соответствующую люциферазу. Сам фермент выделили из тканей Odontosyllis umdecimdonta вместе с другими белками и очистили, используя ионообменную хроматографию и электрофорез в полиакриламидном геле. [ ... ]

«Лицом» хариуса оказался спинной плавник

Ихтиологи выяснили, что отличить один вид этой рыбы семейства лососевых от другого можно по строению спинного плавника.

Ихтиологи из Томского государственного университета Владимир Романов и Юрий Дылдин в сотрудничестве с коллегами из Чехии сформулировали новый подход к определению видов хариуса и создали новый атлас этой рыбы семейства лососевых. Атлас принят к публикации в научном каталоге Калифорнийской академии наук — самом авторитетном систематическом каталоге по всем рыбам мира.

В атласе содержится подробное описание с полными генетическими данными трех видов хариуса — сибирского, монгольского и европейского (Thymallus Salmoniformes, Thymallus Salmonidae, Thymallus Thymallinae). Всего же ученые описали 18 видов этой рыбы, в том числе два новых — хариуса адриатического (Thymallus aeliani), обнаруженного в Италии, и хариуса ялуцзянского (Thymallus yaluensis) найденного в Китае.

Изображение: Юрий Дылдин и Владимир Романов

Для классификации различных видов хариуса российские ихтиологи предложили новый релевантный признак — цвет и форму спинного плавника рыбы. В своем атласе авторы приводят изображения плавников разных видов хариуса. [ ... ]

Гарпии-обезьяноеды принесли людям неуничтожимых клещей

Пойманные хищники в неволе могут десятилетиями носить на себе перьевых клещей, несмотря на регулярные обработки противопаразитарными средствами.

Ученые из нескольких исследовательских институтов России и Филиппин обнаружили у ястребиных орлов вида Nisaetus pinskeri и гарпий-обезьяноедов (филиппинских орлов) Pithecophaga jefferyi, много лет живущих в неволе, новые виды перьевых клещей, численность которых, как и их птиц-хозяев, крайне мала. Помимо этого, видовой состав паразитов на перьях гарпии-обезьяноеда подтверждает, что эта птица относится к орлам-змееядам, а не к гарпиям, как считалось ранее. Научная статья о паразитах филиппинских хищных птиц опубликована в International Journal for Parasitology: Parasites and Wildlife. Работа была поддержана грантами РНФ.

Исследователи изучали птиц, обитающих в Центре по разведению филиппинского орла на острове Минданао. Клещей с перьев нескольких особей Nisaetus pinskeri и Pithecophaga jefferyi снимали во время планового медицинского осмотра вместе с фрагментами перьев. Далее паразитов помещали в 96-процентный раствор спирта и чуть позднее анализировали маркеры (участки, в которых последовательности нуклеотидов наиболее ярко отражают родство, риск различных заболеваний и т.д.) ДНК митохондрий и ядер клеток обнаруженных клещей.

Помимо уже хорошо известных видов, на ястребином орле и гарпии-обезьяноеде обнаружились и ранее не описанные. Перья некоторых Nisaetus pinskeri несли на себе клещей, получивших название Pseudogabucinia nisaeti, а Pithecophaga jefferyi — клещей, которым дали латинские наименования Hieracolichus philippinensis и Pseudalloptinus pithecophagae. Интересно, что паразиты сохранились у птиц, многие годы живущих в неволе и подвергающихся обработке антипаразитарными средствами.

Некоторые перьевые клещи имеют всего несколько видов-хозяев. Как правило, отдельные семейства этих паукообразных приспосабливаются к жизни на перьях близкородственных птиц (в пределах одного семейства или даже подсемейства). Отсюда следуют два вывода. Во-первых, если подтвердится, что обнаруженные новые виды клещей обитают только на ястребином орле Nisaetus pinskeri и гарпии-обезьяноеде соответственно, это будет означать, что они сами относятся к вымирающим видам. Во-вторых, поскольку анализ маркеров ДНК ядер и митохондрий Pseudalloptinus pithecophagae показал, что этот клещ ближе всего к видам, поражающим орлов-змееядов, найденные чуть более 10 лет назад данные о систематическом положении гарпий-обезьяноедов получат дополнительное подтверждение. [ ... ]