Опасным комарам помогли ДДТ и урбанизация

Американские ученые доказали, что борьба с местными видами комаров дает «зеленый свет» другим видам комаров — переносчикам опасных заболеваний.

До сих пор считалось, что появление в северных регионах США южных видов комаров — переносчиков лихорадки Денге, малярии и болезнь Лайма — связано с глобальным потеплением и увеличением влажности климата.

Американские ученые из Центра биологии переносчиков заболеваний Ратгерского университета совместно с исследователями из Калифорнийского университета усомнились в этой гипотезе и выдвинули предположение, что появление опасных видов комаров на северных территориях значительно сильнее зависит от деятельности человека, чем от климатических сдвигов.

Чтобы проверить свою гипотезу, ученые исследовали зависимость видового разнообразия и численности комаров от годовых колебаний температуры, осадков, концентрации инсектицида ДДТ в окружающей среде и роста населения в регионах исследования.

Данные об использовании ДДТ, температуре и осадках ученые запросили в Геологической службе США, а сведения о росте населения и урбанизации получили из Национальной исторической географической информационной системы.

Почти 80 лет во время комариного сезона, с апреля по октябрь, ученые каждую ночь ловили комаров специальными ловушками. Образцы забирали один-три раза в неделю и приносили в лабораторию, где энтомологи определяли видовую принадлежность насекомых. В анализ включали только самок — потенциальных переносчиков опасных заболеваний. Таким образом, в новом исследовании ученые смогли проанализировать видовой состав комаров из штата Нью-Йорк (с 1938 по 2012 год), Нью-Джерси (с 1932 по 2012 год) и Калифорнии (с 1954 по 2006 год).

Ловушка для комаров. Фото из статьи Mulhern, T. D. New Jersey mechanical trap for mosquito surveys. 1942

Многопараметрический статистический анализ показал, что, хотя в течение последних пяти десятилетий среднегодовая температура и влажность выросли, в большинстве случаев не обнаружилось прямой зависимости между увеличением числа патогенных видов комаров и изменениями климата.

При этом применение ДДТ (этот инсектицид особенно интенсивно использовали с 1940 по 1960 год) и рост урбанизации, лишивший местных комаров естественной среды обитания, сказался на местных видах значительно сильнее, уменьшив их численность. Эти антропогенные процессы облегчили вторжение южных видов комаров — переносчиков тяжелых заболеваний, которые «захватили» опустевшую экологическую нишу.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Также недавно американские биологи пришли к выводу, что комары умеют отличать людей по вкусу и запаху.