В Пятне Ктулху «Новые горизонты» разглядели аргумент в пользу подледного океана. Ученые считают, что он не замерзает благодаря высокой концентрации аммиака

Космический аппарат «Новые горизонты» нашел на Плутоне, в так называемом Пятне Ктулху, следы аммиака. В сочетании с рельефом этого небесного тела вещество может указывать на то, что там есть подледный океан. Гипотетически это может говорить и о пригодности Плутона для внеземной жизни.

Наличие жидкой воды на небесном теле — важный показатель того, что там могут существовать живые существа. Поэтому астрономы очень внимательно относятся к любым подобным свидетельствам, особенно если речь идет об объектах Солнечной системы. Ранее в этом подозревали некоторые спутники планет Солнечной системы, а теперь, благодаря аппарату «Новые горизонты», можно сделать вывод о том, что вода может быть и на Плутоне.

Плутон — это самый дальний из изученных вблизи и притом достаточно крупных объектов Солнечной системы (до 2006 года его даже считали планетой, причем споры о том, так ли это, идут до сих пор). У него есть атмосфера (очень разреженная и исчезающая на зиму, но все-таки заметная, в виде дымки на снимках), пять спутников и сложно организованный ландшафт. Первые снимки, которые передал пролетавший мимо него аппарат «Новые горизонты», запечатлели и ровные «моря», и горные хребты. Попутно с фотосъемкой космический аппарат вел ряд других измерений.

Атмосфера Плутона, которую заснял аппарат «Новые горизонты». NASA/Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory/Southwest Research Institute

Спектральный анализ поверхности Плутона позволил определить ее химический состав. В новой статье на страницах Science ученые описали одну из закономерностей, которую они вывели в инфракрасных спектрах, полученных благодаря аппарату. Вблизи борозды Вергилия, которая пересекает Пятно Ктулху, они обнаружили линии поглощения, характерные для водяного льда и аммиака.

При этом аммиак на поверхности не может сохраняться долго из-за того, что на нее постоянно воздействуют ультрафиолетовые лучи. Даже на таком далеком от Солнца объекте, как Плутон, его достаточно для того, чтобы за десятки миллионов лет разрушить весь аммиак. Получается, что если это соединение есть на Плутоне, то где-то должен быть и его возобновляемый источник. На снимках небесного тела видны подозрительно гладкие области без кратеров. Это значит, что они тоже образовались сравнительно недавно. Представить, что весь Плутон заметно моложе Солнечной системы, тоже нельзя: другие места на его поверхности несут должное для прошедших миллиардов лет число отметин.

Читайте также: Новейшие горизонты. Что мы знаем о Плутоне спустя два года после визита к карликовой планете «Новых горизонтов»

Наличие постоянного источника аммиака и некой силы, которая обновляет поверхности Плутона, — очень весомые, хотя пока и не окончательные аргументы в пользу того, что там есть подледный океан. Вода в нем должна содержать много аммиака, но все-таки это именно вода, а не жидкий азот или иное вещество. Жидкость под поверхностью, если она там есть, не просто подпитывает аммиаком лед наверху, но и позволяет Плутону иметь аналог земных литосферных плит. В этом случае борозда Вергилия может быть чем-то вроде тектонического разлома.

Ученые предполагают, что на Плутоне есть и криовулканы — ими могут быть несколько участков вдоль борозды Вергилия. Вместо магмы они изливают очень холодную смесь нашатырного спирта со льдом, которая быстро застывает и дает тот самый аммиачно-водяной слой, который обнаружил спектрометр «Новых горизонтов».

Таким образом, Плутон может быть не промерзшим насквозь телом, а геологически активным объектом с водой внутри. Ну а там, где вода и органика (уже известно, что коричневый окрас небесного тела вызван именно смесью углеводородов), там — чисто гипотетически — может существовать и жизнь.

Алексей Тимошенко