Плохие социальные навыки могут быть губительны для здоровья

Социолог из Университета штата Аризона в США выявил корреляцию недостатка социализации и плохого самочувствия людей - его провоцируют стресс и одиночество.

Проблемы с социализацией ученые давно связывают с развитием таких психических расстройств, как депрессия и тревожность. Однако до сих пор не было показано, могут ли социальные навыки влиять на здоровье физическое, хотя бы опосредованно. Автор новой статьи предположил, что промежуточным звеном этой цепи могут выступать одиночество и стресс, вызванный социальной изоляцией.

Чтобы проверить гипотезу, ученый провел онлайн-опрос 775 человек в возрасте от 18 лет до 91 года. Вопросы были составлены таким образом, чтобы оценить социальные навыки участников исследования, их уровень стресса и одиночества, а также состояние психического и физического здоровья. В работе исследователь изучал четыре основных типа социальных навыков: способность оказывать другим эмоциональную поддержку; открытость по отношению к окружающим и готовность делиться личными переживаниями; способность противостоять необоснованным запросам других, а также навыки начала отношений.

Анализ результатов опросов подтвердил гипотезу. Оказалось, что плохие социальные навыки статистически значимо коррелируют с высоким уровнем стресса и одиночеством, что сказывается на здоровье — как психическом, так и физическом.

Автор работы отмечает, что одиночество вызывает почти столь же высокие риски проблем со здоровьем, как ожирение, курение или неправильная диета. Проблему усугубляет то, что зачастую люди, которые испытывают трудности при социализации, не осознают, что проблема в них самих, и живут, не подозревая о столь серьезном факторе риска.

Однако для тех, кто хочет улучшить свои социальные навыки, существуют специальные тренинги и консультации. Кроме того, отмечает ученый, родители могут помочь своим детям социализироваться, регулярно помещая их в ситуации, где они будут вынуждены общаться со сверстниками.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Health Communication.

Подробнее о молекулярных механизмах воздействия одиночества на иммунитет читайте в материале «Чердака».

Мария Осетрова