МФТИ и Сколтех доказали пользу социализации для экономики

Исследователи из МФТИ и Сколковского технологического института вместе с американскими коллегами доказали, что социальные связи благотворно влияют на экономические отношения. Они провели эксперимент, показавший то, что даже шапочного знакомства достаточно для профилактики нечестных действий.

Специалисты с факультета управления и прикладной математики вместе с учеными из Сколтеха и университета Орегона (США) опубликовали свою

статью

в журнале

PLoS One

. Она относится к категории междисциплинарных исследований: на стыке теории игр, экономики и психологии. Ключевую роль в работе сыграла серия экспериментов, проведенных в кампусе Физтеха.

Испытуемым вначале предложили игру, основанную на «Парадоксе заключенных». Правила игры (в которую они играли поначалу с компьютером) таковы: игрок выбирает между вариантами «сотрудничаю» и «предаю». Если игрок сходил «сотрудничаю» и так же сыграл оппонент, каждая сторона получает по 5,5 очков. Если один выбирает «сотрудничаю», а другой «предательство» — «предатель» получает 10 баллов против символических 0,1 у обманутого игрока. Наконец, сыгравшие оба «предателя» зарабатывают по 1,1 баллу. Эта игра названа «Парадоксом заключенных» по мотивам задачи о двух подозреваемых преступниках, каждый из которых может "сдать" напарника и пойти на сделку со следствием.

Игру «Парадокс заключенных» очень любят специалисты по социальной психологии, а также экономисты. Она, как принято считать среди ученых, неплохо имитирует множество разных жизненных ситуаций и экономических коллизий. Кроме «Парадокса...» есть и другая игра, которую тоже часто используют в разных исследованиях и которую тоже предложили студентам Физтеха — «Ультиматум».

Суть «Ультиматума» в следующем: один игрок распределяет деньги между собой и напарником. Он называет соотношение (к примеру, 1:1 — поровну), а второй игрок либо принимает предложение, либо отказывается, и тогда деньги не достаются никому. Ученые сначала предлагали играть в эти игры незнакомым друг с другом студентам (64 человека) и студенткам (32 человека), потом дали им рассказать друг другу о себе, а затем снова провели несколько серий «Парадокса заключенных» и «Ультиматума».

Как и предполагали авторы исследования, лучше узнавшие друг друга люди играют честнее: они чаще сотрудничают друг с другом и поровну распределяют банк в «Ультиматуме» с большей вероятностью, чем при игре против незнакомцев. Кроме того, что оказалось несколько менее очевидным для ученых результатом, знакомые друг другу люди терпимее относились к «предательству» при игре в «Парадокс».

Здесь необходимо подчеркнуть, что эффекты, подобные описанным учеными, кажутся очевидными лишь задним числом. Специалистам-психологам даже известно особое явление — эффект хиндсайта: люди склонны считать любое открытие очевидным после того, как оно сделано. Чтобы не создавать у читателей ложного впечатления об очевидности исследования, предложим представить обратный результат: если бы экспериментаторы обнаружили большую нетерпимость к нечестности среди знакомых, это можно было бы списать на житейское представление о том, насколько обидно предательство близких в сравнении со столь же нечестными поступками посторонних людей. Можно представить и то, что против незнакомцев студенты скорее играли бы честно, в силу, например, представлений о вежливости (свои поймут жесткую игру, а чужие могут обидеться).

P.S.

Некоторое время назад «Чердак»

выпустил обзор подобных экспериментов

с перечислением того, какие именно факторы влияют на честное или нечестное поведение.

Психологи ТГУ исследовали мотивацию детей к учебе на примере 13 тыс. близнецов

Международная группа ученых под руководством профессора Томского государственного университета и заведующей лабораторией когнитивных исследований Юлии Ковас выяснила, что на академическую мотивацию детей существенное влияние оказывают не только генетические, но и внешние факторы.

Журнал

Personality and Individual Differences

опубликовал статью группы исследователей, которые выясняли, в чем причины различий академической мотивации детей школьного возраста, а также причины того, почему им нравится или не нравится учиться и насколько интересным для них является тот или иной школьный предмет. В исследовании приняли участие 13 тысяч близнецов в возрасте от 9 до 16 лет из шести стран мира: России, Великобритании, США, Германии, Японии и Канады.

Руководитель исследовательской группы, профессор Томского государственного университета и заведующая лабораторией когнитивных исследований, лауреат «мегагранта» Минобрнауки России Юлия Ковас заявила, что, несмотря на социокультурные различия и различия образовательной среды в разных странах, результаты работы оказались очень похожими. По словам профессора, «даже монозиготные близнецы, у которых совершенно совпадает генетический код и которые растут в одной семье, учатся в одном классе, могут сильно отличаться по своей мотивации. Это говорит о том, что существует масса каких-то средовых воздействий, которые не работают на уровне семьи или класса, а индивидуально специфичны. Генетические факторы также вносят вклад в индивидуальные различия в мотивации». [ ... ]

Биохимики изучили рецептор, который поможет понять механизм развития диабета

Сотрудники Института биоорганической химии РАН и студент Московского физико-технического института исследовали работу инсулиноподобного рецептора, чтобы лучше понять молекулярные механизмы, «ломающиеся» при развитии сахарного диабета.

Один из представителей семейства инсулиновых рецепторов — IRR (Insulin receptor-related receptor) является близким родственником рецепторов инсулина и инсулиноподобного фактора роста. Он находится в клетках печении, почек, сердца, мышц, поджелудочной железы. В отличие от других рецепторов он активируется, не связываясь с каким-либо белком, а при изменении нейтральной окружающей среды на слабощелочную. Руководитель лаборатории клеточной биологии рецепторов ИБХ Александр Петренко и его коллеги определили, какие участки рецептора IRR отвечают за его активацию в щелочной среде.

Реакция на слабощелочную среду — уникальная черта IRR, которой не обладают другие рецепторы инсулинового семейства. Это свойство ученые обнаружили еще в 2005 году, когда заметили, что рецептор был не активен в нейтральной среде для роста клеток, которая насыщена 5-процентным углекислым газом. Однако когда среда контактировала с обычным воздухом, газ частично улетучивался и рецептор быстро активировался.

Для того чтобы определить, какие именно участки молекулы рецептора отвечают за реакцию на изменение кислотности среды, ученым пришлось разработать новые методы исследования, позволяющие сравнивать активацию рецептора и его генетически измененных версий. Таким образом было показано, что рецептор IRR имеет два основных участка, вовлеченных в его ответ на изменение кислотности среды. При этом работают они нетипичным для подобных рецепторов образом: активация первого участка способствует более легкой активации второго участка. Этой особенностью рецептор IRR похож на гемоглобин, который таким же образом связывает молекулы кислорода в крови.

Далее в 2011 году ученые показали, что реакция клеток на активацию рецептора IRR сходна с их реакцией на инсулин — гормон, при недостатке которого у людей развивается сахарный диабет. [ ... ]

Сотрудники МФТИ изучили безопасность антираковых «нанопуль»

Ученые из МФТИ с коллегами из Москвы, Нижнего Новгорода, Австралии и Нидерландов исследовали свойства наночастиц, которые способны превращать инфракрасное излучение в свет видимого диапазона. Применение этих частиц позволяет «увидеть» опухолевые клетки в тканях и точечно воздействовать на них.

Авторы исследования,