Уссурийский полиграф уничтожает пихтачи из-за изменения климата

Ученые из России и США выяснили, что пихтовые, еловые и кедровые леса в Сибири гибнут из-за того, что климат становится засушливее, деревья ослабевают и становятся добычей жука-короеда Polygraphus proximus.

Ученые обнаружили сокращение популяции кедра (или, правильнее, сосны сибирской — Pinus sibirica) и пихты еще в 80-х годах XX века. Гибель деревьев совпала с изменениями климата, который становится суше в Сибири и Прибайкалье. К тому же в первую очередь гибнут деревья в местах, где не хватает влаги в почве, — на южных склонах гор. Как отметили ученые, повышение засушливости совпало с увеличением потерь от короедов.

Кедр и пихта — влаголюбивые виды хвойных, чувствительные к недостатку влаги. Как рассказал руководитель исследования Вячеслав Харук, здоровые деревья отвечают на атаку жуков-короедов обильным выделением смолы, а ослабленные нехваткой влаги не могут противостоять жукам. К тому же из-за засушливости и увеличения теплого периода жуки быстрее размножаются.

«Численность популяции „лесных захребетников“ увеличивается, они расширяют свои ареалы, продвигаются на север и в высокогорья. Благоприятно для них и снижение вероятности холодных, дождливых вёсен, а также ранних осенних заморозков», — сказал Харук.

Жук Polygraphus proximus. Фото: пресс-служба СФУ

Климат становится хуже для пихт, лучше для короедов, при этом деревья слабеют и дают жукам еще больше пищи — ученые отмечают массовое размножение жука-короеда уссурийского полиграфа Polygraphus proximus, чего ранее в сибирской тайге не наблюдали. Изменения климата сказываются не только в Сибири: по словам ученых, похожие процессы обнаружены в Белоруссии и Северной Америке.

Повышение температуры, нехватка влаги, рост численности жуков действуют вместе и, как говорят ученые, дают синергический эффект, взаимно усиливая друг друга. Но эти факторы ухудшают положение пихты и кедра в южных частях ареала, а на севере изменения климата в целом даже благоприятны для этих видов.

На юге же ученые предлагают не пытаться спасти обреченные из-за изменения климата пихтарники и кедрачи, а просто заменить их на сосняки и лиственничники — сосна и лиственница переносят засуху хорошо.

Исследование описано в журнале Forest Ecology and Management.

Почвенная влага, которой так не хватает пихтам и кедрам из-за изменения климата, в свою очередь тоже влияет на климат. Американские ученые выяснили, что ее влияние на формирование климата несоизмеримо больше ее весьма скромного количества. Читайте об этом на «Чердаке».

Новый опасный золотистый стафилококк пришел в Россию из Сектора Газа

Исследователи из Детского научно-клинического центра инфекционных болезней (ДНКЦИБ) обнаружили в России новые генетические линии золотистого стафилококка, пришедшие с Ближнего Востока и из Европы, и некоторые из них опасны для человека.

Золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus) — микроорганизм, вызывающий разнообразные инфекции у человека, начиная от воспаления кожи и заканчивая тяжелыми инфекциями кровотока. До внедрения пенициллина в клиническую практику S. aureus был главной причиной летальных исходов при бактериальных инфекциях. Этот микроорганизм может абсолютно бессимптомно колонизировать кожные покровы и носоглотку у человека и животных. Однако настоящую угрозу представляют метициллинрезистентные стафилококки (Methicillin-resistant S. aureus — MRSA).

Этот тип золотистого стафилококка обладает множественной лекарственной устойчивостью: он невосприимчив к действию всей группы бета-лактамных антибиотиков, куда входят пенициллины. Из-за того что устойчивость дополняется резистентностью (способностью к сопротивлению) и к другим антибиотикам, выбор препаратов для лечения инфекций, вызванных MRSA, весьма ограничен.

С MRSA часто связаны внутрибольничные инфекции. В больницах пациенты с открытыми ранами и с ослабленной иммунной системой подвергаются большему риску инфицирования, чем другие пациенты. В недавно опубликованном исследовании ученые подсчитали, что время пребывания пациента в стационаре с MRSA-инфекцией достигает 76 суток. Поэтому в 2016 году этот штамм включили в список микроорганизмов, угрожающих человечеству.

Как и многие бактерии, MRSA размножается делением клетки. В колонии можно выделить как относительно «безобидные» клоны, так и, наоборот, опасные — высоковирулентные, способные к заражению и устойчивые к новым антибиотикам. Клоны MRSA связаны с определенной географической территорией: одни генетические линии охватывают огромные территории и, наоборот, можно выделить клоны-эндемики (например, высоковирулентный клон ST8-USA300 встречается только в США). [ ... ]

Люди и голые землекопы похожи способностью медленно стареть

Большая команда российских и немецких биологов под руководством академика РАН Владимира Скулачева выявила, что в основе долголетия голых землекопов и людей лежит один и тот же феномен.

Голый землекоп — удивительный грызун, находящийся сегодня в центре внимания ученых, занимающихся проблемами старения и долголетия. Несмотря на свои маленькие размеры (вес — 30 граммов, длина — 10 сантиметров), это животное обладает целым рядом уникальных свойств, позволяющих ему жить в 10 раз дольше, чем родственные грызуны, мыши. При этом голый землекоп почти не подвержен возрастным болезням (диабету, болезням сосудов, онкологии) и не теряет с возрастом молодых качеств — подвижности и способности к размножению.

Хотя на первый взгляд у людей и голых землекопов мало общего, российские ученые смогли обнаружить у двух видов общие черты. Так, человек, как и голый землекоп, является рекордсменом по продолжительности жизни своего вида (122 года у человека и всего 59 лет у его ближайшего родственника — шимпанзе). Землекоп доживает до 30 лет — он долгожитель среди грызунов. Но главное — и люди, и голые землекопы могут сохранять во взрослом возрасте множество характеристик, присущих детенышам млекопитающих. Этот феномен называется неотения.

Так, и у голых землекопов, и у людей почти полностью отсутствует волосяной покров на коже, что обычно бывает лишь у детенышей других животных. Также для этих двух видов характерен очень долгий период развития головного мозга по сравнению с грызунами и обезьянами, они поздно входят в период полового созревания и поздно начинают размножаться.

Кроме этого, как обнаружили ученые, в мозге как голых землекопов, так и людей активность некоторых генов остается на всю жизнь такой же, как и в детстве. Этот эффект ученые назвали «транскрипционной неотенией». И это помогает, к примеру, голым землекопам противостоять кислородному голоданию (способность, характерная для новорожденных) и осуществлять нейрогенез — обновление нервных клеток. У людей неотения мозга, как утверждают ученые, «является неотъемлемой частью развития регионов человеческого мозга с высокими энергозатратами, которые необходимы для когнитивной и связанной с памятью функциями». [ ... ]

Астрономы узнали, чему мешает «гравитационный шум»

Российские астрофизики измерили «гравитационный шум» Млечного Пути — отклонение луча света в гравитационном поле галактики — и нашли способ с ним бороться.

Для того чтобы определять астрометрические параметры, например угловой размер, положение звезд и любых других объектов в видимой Вселенной, нужна система координат, а для построения такой системы нужны «определяющие» или реперные точки — какие-нибудь объекты, которые находятся далеко, за пределами Млечного Пути, имеют низкую собственную скорость движения и потому почти не меняют своего положения относительно объектов нашей Галактики. Обычно в качестве реперных точек берут квазизвездные объекты, или квазары — сверхмассивные черные дыры, которые находятся в центре других галактик.

Планета Земля находится в глубинах галактики Млечный Путь, и именно сквозь нее люди смотрят на остальную часть Вселенной. Объекты в Галактике создают «гравитационный шум» — луч света от квазара отклоняется, когда проходит мимо какого-нибудь объекта и если таких встреченных на пути луча объектов будет много, отклонение станет значимым — возникает ошибка при расчетах. Особенно сильно точность падает, если объекты находятся за центральной областью Галактики относительно Земли, ведь тогда свет от них проходит мимо очень большого количества других массивных объектов, которые «притягивают» луч к себе.

Сейчас самые точные приборы, с помощью которых наблюдают за Вселенной, — это, например, орбитальные телескопы вроде Gaia. Их точность сейчас достигает нескольких десятков угловых микросекунд, но, по словам ученых, скоро дойдет до 10 микросекунд для оптических наблюдений и 1 микросекунды для радиоинтерферометрических. Как говорит один из авторов исследования, руководитель лаборатории Института космических исследований РАН Александр Лутовинов, это значит, что сколько ни увеличивай точность приборов, точность измерений увеличить не удастся: по расчетам, ошибка из-за гравитационного шума составляет от трех до 20 угловых микросекунд, в зависимости от области Галактики, через которую проходит излучение от реперного объекта.

Ученые исследовали свойства гравитационного шума, и теперь его можно будет выделять из данных наблюдений и частично компенсировать математическими методами, чтобы повысить точность наблюдений. [ ... ]