Все новости

Хомячки в лаборатории запели дуэтом. Чтобы его разладить, ученые замораживали грызунам мозг и кололи в него мухоморы

Ученые выяснили, как мозг контролирует песни хомячков. Исследование с применением психоактивных веществ и охлаждения нейронов показало, что в контроле пения важную роль играет орофациальная моторная кора. Это значит, что за способность общаться у хомяков отвечает кора головного мозга — так же, как и у человека.
Бурый хомячок Элстона поет Country mouse studios / Youtube
Описание
Бурый хомячок Элстона поет
© Country mouse studios / Youtube

В Центральной Америке обитает маленький грызун, который называется бурый хомячок Элстона (Scotinomys teguina). Несмотря на свое название, животное больше всего похоже на обычную мышь. Этот хомячок умеет неплохо петь, но очень высоким голосом, на грани способностей человеческого слуха. Его писк одновременно похож на птичье пение и стрекотание сверчка. Зачем животное это делает, ученые не знают, но считается, что для привлечения внимания самок и дележа территории. В новом исследовании ученые использовали бурого хомячка Элстона для того, чтобы изучить, как мозг ведет себя в тех случаях, когда нужно реагировать на звуки чужой речи.

Здесь можно увидеть и услышать пение бурого хомячка ЭлстонаCountry mouse studios / YouTube

В ходе эксперимента хомячок Элстона в течение нескольких дней сидел в клетке и пел. Потом в соседнюю клетку посадили другого хомячка и посмотрели, как он будет себя вести. Неожиданно второе животное тоже запело. Ученые обратили внимание, что пели оба хомячка не хаотично — их песни подстраивались друг под друга, они будто беседовали. Например, хомячок-новичок начинал свою трель с таким расчетом, чтобы она закончилась одновременно с песней «местного» грызуна.

С помощью электромиографии ученые измерили электрическую активность мышц. Измерения показали, что во время пения у подопытных активировались мышцы, которые участвуют в дыхании и движении нижней челюсти. Если мышцы двигаются, значит, тут не обошлось без моторной коры, решили ученые и стали возбуждать ее электродами, чтобы понять, какая именно часть моторной коры хомячков работала во время пения.

В результате исследователи определили место, откуда шли сигналы в челюсть. Это был участок в переднелатеральной части моторной коры. У домовой мыши (Mus musculus) там находится орофациальная область моторной коры, которая отвечает за движения морды и рта. Значит, сделали вывод ученые, и у бурого хомячка Элстона эта область может оказаться там же.

Чтобы выяснить, отвечает ли эта область за регуляцию пения, ученые сперва начали ее охлаждать. В результате хомячки начинали петь вразнобой. Затем они делали хомячкам инъекцию мусцимола — психоактивного вещества из мухоморов. Это вещество оказывает на животное сильный тормозящий эффект. Инъекция мусцимола прямо в орофациальную моторную кору привела к тому, что хомячки на четыре часа вообще перестали петь.

Ученые пришли к выводу, что моторная кора принимает важнейшее участие в общении. При этом она не отвечает за саму мелодию — за такие ее детали, как высота звука, продолжительность нот и тому подобное, отвечают другие участки мозга хомячка. ОМК включается только в том случае, если зверек меняет свою песню, услышав пение другого.

Как пишут авторы, результаты их работы позволяют использовать новое модельное животное для исследования социального влияния на голосовые сигналы. Среди млекопитающих таких моделей не хватало: обычные домовые мыши токуют как глухари, почти не реагируя на писк других особей, а макаки реагируют слишком медленно. Теперь именно костариканский бурый хомячок Элстона поможет в исследованиях и лечении проблем с коммуникацией, которые возникают при аутизме или после инсульта.

 Максим Абдулаев