Первую птицу-гибрида в лесах Амазонки выдал желтый хохолок

Ученые из Канады и Бельгии в сотрудничестве с бразильскими коллегами нашли первый для лесов Амазонки гибридный вид птиц. От родительских видов он отличается желтым хохолком.

Процесс появления новых видов от объединения генов двух разных видов называется гибридизацией, но в природе происходит крайне редко. Тем не менее среди наземных позвоночных, в частности птиц, были описаны некоторые виды, возникшие таким путем. Это, к примеру, итальянский воробей или миртовый лесной певун.

В южной части дождевых лесов Амазонки обитает желтошапочная пипра Lepidothrix vilasboasi, из отряда воробьиных. Вероятность ее гибридного происхождения ученые и решили проверить, несмотря на то что ее желтый хохолок говорил против ее гибридного родства с белошапочной пипрой Lepidothrix nattereri, имеющей бриллиантово-снежную корону на головке, и опалоголовой пипрой Lepidothrix iris, самцы которой имеют хохолок с перламутровыми разводами.

Анализ 16 тысяч генетических участков желтошапочной пипры показал, что на 20% ее ДНК совпадает с наследственным материалом белошапочной тезки, а на 80% — с ДНК опаловоголового родственника. Высокий процент подобия говорит о том, что белошапочная и опаловоголовая пипры — это родительские виды исследуемого объекта. Плодовитость желтошапочной пипры указывает на то, что это самостоятельный вид, прошедший длительный эволюционный путь, ведь случайно появляющиеся гибриды первого поколения чаще всего стерильны, а кроме того, у них сходство ДНК с родительскими видами составляло бы 50/50.

Проведенное учеными моделирование скорости изменения генетического материала с учетом потока генов позволило определить время отделения родительских видов белошапочной и опаловоголовой пипр от общего предка — около 242 тыс. лет назад, а также появление их гибридного потомка — желтошапочной пипры — около 158 тыс. лет назад. На фоне большинства видов птиц Амазонии, сформировавшихся 1,5—4 млн лет назад, пипры выглядят довольно молодо. Важную роль в рождении гибридного вида сыграло чередование межледниковий и оледенений, благодаря которым появлялись обособленные участки леса и естественные преграды в виде широких рек, отделявшие молодую популяцию птиц от их родителей.

Перо из головы самца желтоголовой пипры. Фото: University of Toronto Scarborough

Желтый хохолок пипры появился не в результате гибридизации, и это не экстремальное сочетание родительских признаков — трансгрессия. С помощью электронно-микроскопического анализа ученые установили, что структура кератина и воздушных полостей в перьях желтошапочной пипры совмещает черты обоих родительских видов: гибридная структура повлияла на отражение и преломление света и из-за этого перья птиц попросту перестали сверкать бриллиантово-белым и переливаться перламутром.

В затененных дождевых лесах яркий хохолок необходим самцам для привлечения самок, и в ходе естественного отбора у гибридного вида в перьях стали накапливаться желтые пигменты — каротиноиды, давшие виду новый признак и возможность выжить.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA.

Ранее российские ученые исследовали процесс образования новых видов на примере скрещивания разных видов зеленых лягушек.