Первую птицу-гибрида в лесах Амазонки выдал желтый хохолок

Ученые из Канады и Бельгии в сотрудничестве с бразильскими коллегами нашли первый для лесов Амазонки гибридный вид птиц. От родительских видов он отличается желтым хохолком.

Процесс появления новых видов от объединения генов двух разных видов называется гибридизацией, но в природе происходит крайне редко. Тем не менее среди наземных позвоночных, в частности птиц, были описаны некоторые виды, возникшие таким путем. Это, к примеру, итальянский воробей или миртовый лесной певун.

В южной части дождевых лесов Амазонки обитает желтошапочная пипра Lepidothrix vilasboasi, из отряда воробьиных. Вероятность ее гибридного происхождения ученые и решили проверить, несмотря на то что ее желтый хохолок говорил против ее гибридного родства с белошапочной пипрой Lepidothrix nattereri, имеющей бриллиантово-снежную корону на головке, и опалоголовой пипрой Lepidothrix iris, самцы которой имеют хохолок с перламутровыми разводами.

Анализ 16 тысяч генетических участков желтошапочной пипры показал, что на 20% ее ДНК совпадает с наследственным материалом белошапочной тезки, а на 80% — с ДНК опаловоголового родственника. Высокий процент подобия говорит о том, что белошапочная и опаловоголовая пипры — это родительские виды исследуемого объекта. Плодовитость желтошапочной пипры указывает на то, что это самостоятельный вид, прошедший длительный эволюционный путь, ведь случайно появляющиеся гибриды первого поколения чаще всего стерильны, а кроме того, у них сходство ДНК с родительскими видами составляло бы 50/50.

Проведенное учеными моделирование скорости изменения генетического материала с учетом потока генов позволило определить время отделения родительских видов белошапочной и опаловоголовой пипр от общего предка — около 242 тыс. лет назад, а также появление их гибридного потомка — желтошапочной пипры — около 158 тыс. лет назад. На фоне большинства видов птиц Амазонии, сформировавшихся 1,5—4 млн лет назад, пипры выглядят довольно молодо. Важную роль в рождении гибридного вида сыграло чередование межледниковий и оледенений, благодаря которым появлялись обособленные участки леса и естественные преграды в виде широких рек, отделявшие молодую популяцию птиц от их родителей.

Перо из головы самца желтоголовой пипры. Фото: University of Toronto Scarborough

Желтый хохолок пипры появился не в результате гибридизации, и это не экстремальное сочетание родительских признаков — трансгрессия. С помощью электронно-микроскопического анализа ученые установили, что структура кератина и воздушных полостей в перьях желтошапочной пипры совмещает черты обоих родительских видов: гибридная структура повлияла на отражение и преломление света и из-за этого перья птиц попросту перестали сверкать бриллиантово-белым и переливаться перламутром.

В затененных дождевых лесах яркий хохолок необходим самцам для привлечения самок, и в ходе естественного отбора у гибридного вида в перьях стали накапливаться желтые пигменты — каротиноиды, давшие виду новый признак и возможность выжить.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA.

Ранее российские ученые исследовали процесс образования новых видов на примере скрещивания разных видов зеленых лягушек.

Неустойчивая занятость становится трендом трудовых отношений в России

Исследователи Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (РЭУ) выяснили, что среди населения России распространяются нестабильные формы занятости с нерегулярным заработком и негарантированными условиями труда.

Нестандартная занятость — это комплекс форм занятости, которые в той или иной степени не укладываются в рамки Трудового кодекса. Она включает новые формы занятости, такие как фриланс или хоум-офис, ненормированный рабочий день, остуствие социальных гарантий, пенсий и срочного трудового договора. В некоторых случаях такая занятость может становиться неустойчивой, и российские ученые в новой монографии определили рамки этого явления.

Неустойчивая занятость включает в себя нестандартную, но сама по себе она шире и, помимо отсутствия гарантий занятости, дохода и социального пакета, предполагает всевозможные риски. Наконец, она может существовать даже в рамках юридически оформленных трудовых отношений, говорится в сообщении Российского научного фонда, поддержавшего исследование.

«В некоторых случаях бывает так, что занятость выглядит стандартной, но сам работник не вполне уверен в завтрашнем дне, стабильности своего положения, заработной плате. Он слабо защищен от увольнения, его доступ к реализации своих трудовых прав крайне ограничен. В таком случае мы говорим о неустойчивой занятости, поскольку социально-экономическое положение такого работника нестабильно, может в любой момент измениться в худшую сторону», — цитирует пресс-служба соавтора монографии, кандидата социологических наук РЭУ Вадима Квачева.

Ученые рассчитали численность неустойчиво занятых в России, основываясь на критериях неустойчивой занятости Международной организации труда и используя данные множества источников, включая данные Росстата и Российского мониторинга экономики и здоровья (RLMS,). Выяснилось, что в разной степени неустойчивости занятости в формальной и неформальной экономике в 2016 году находились от 60 до 80% работников, в зависимости от соотношения индикаторов условий занятости, используемых для оценки. [ ... ]

Ученые выяснили, как запах становится воспоминанием

Запах может пробудить воспоминание о событиях многолетней давности, и участвует в этом сразу несколько областей головного мозга, выяснили ученые из Германии.

Нейробиологам давно известно, что за кратковременную память на запахи отвечает пириформная кора — часть структуры, называемой обонятельным мозгом. Однако о том, как работает долговременная память на запахи, до настоящего момента известно не было. Ученые из Рурского университета в Германии впервые смогли показать, что в этом процессе задействовано уже несколько зон мозга.

Они проводили исследование на крысах, воздействуя на их мозг электрическими импульсами разной частоты и интенсивности для имитации процесса запоминания обонятельного ощущения. Аналогичным образом формируются долговременные воспоминания в гиппокампе. Однако с пириформной корой это не сработало ни в одном из вариантов стандартных протоколов. И ученые предположили, что для запуска процесса пириформной коре нужен сигнал от более высоких структур головного мозга, и такой структурой может быть орбитофронтальная кора, отвечающая за обработку сенсорных стимулов. Нейробиологи попробовали стимулировать ее и смогли получить у подопытных крыс долговременные воспоминания о запахах.

Формирование воспоминаний — это, по сути, изменения в синапсах, появление устойчивых связей между нервными клетками. По появлению таких связей и можно судить о том, возникли ли долговременные воспоминания у животных.

Авторы работы отмечают, что таким образом формирование воспоминаний о запахах отличается от аналогичных процессов, связанных с другими органами чувств — зрением, слухом и осязанием. Они предполагают, что такая усложненная система может защищать психику от перегрузки фоновым шумом, ведь обоняние напрямую связано у нас с дыханием и мы постоянно воспринимаем запахи, хотим того или нет. [ ... ]

Открыт секрет прохладности японской ткани

Японские ученые раскрыли технологию изготовления традиционной японской ткани басёфу, известной своими уникальными свойствами, предохраняющими тело в субтропическом климате от сырости и перегрева.

Японский остров Окинава славится не только своими долгожителями, но и удивительной традиционной одеждой, изготовленной из текстильного материала под названием басёфу. Ткань басёфу местные жители делают из растительных волокон ствола бананового дерева Itobasho. Эта текстильная технология возникла еще в XIII веке. C тех пор басёфу использовали для изготовления традиционных кимоно, которые носили все жители королевства Рюкю, куда входил остров Окинава — от правящей верхушки до крестьян. Одежда из басёфу благодаря своим уникальным «охлаждающим» свойствам отлично подходила для местного жаркого и влажного субтропического климата.

Но, несмотря на давнюю историю, традиционный процесс производства басёфу не был хорошо изучен с научной точки зрения. Японские ученые решили восполнить этот пробел. Местные текстильщики из окинавской деревни Огими предоставили для исследования образцы ткани из бананового волокна в разной степени готовности. Затем, чтобы выявить все аспекты химической структуры материала, в том числе кристалличности и молекулярных связей, ученые исследовали полученные образцы с помощью сканирующего электронного микроскопа, порошковой рентгеновской дифракции и спектрометра Фурье.

Микроскопические трубочки в листьях банана, структура которых сохраняется в ткани басёфу. Фото: Journal of Fiber Science and Technology, The Society of Fiber Science and Technology, Japan