Сигналы, которые 17 лет ловили телескопы, оказались излучением микроволновки

Специалисты из обсерватории Паркса (Австралия, штат Новый Южный Уэльс) выяснили, что загадочные сигналы, которые радиотелескоп «Паркс» принимал на протяжении 17 лет, оказались излучением микроволновой печи, установленной в кухне обсерватории.
Сигнал, который астрономы фиксировали с 1998 года с частотой один-два раза в год, получил название перитон — в честь мифического существа, летающего оленя, отбрасывающего человеческую тень. Сигналы длились всего лишь несколько миллисекунд и были весьма мощными. Исследователи не понимали, откуда они приходят, и могли лишь предположить, что источник находится относительно недалеко от Земли. Одна из гипотез утверждала, что его источником могут быть молнии.

Теперь астрономы выяснили, откуда исходит странный сигнал. После того как в обсерватории было установлено новое оборудование, способное фиксировать сигналы на частоте 2,4 ГГц, специалисты установили, что сигналы радиотелескопу посылает обычная микроволновая печь, установленная в кухне обсерватории.

Астрономы предположили, что сигналы появлялись лишь тогда, когда работники обсерватории не дожидались окончания выполнения микроволновой печью заданной программы и прерывали ее, просто открыв дверцу печи. Эксперименты показали, что это действительно так, и именно досрочное открытие двери печи приводит к появления перитонов.

Статья с разоблачением 17-летней загадки принята к печати в журнал Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

Однако главной вывод этой работы не в том, что перитоны рождаются в микроволновой печи. Авторы показали, что земные сигналы по своим характеристикам четко отличаются от так называемых коротких радиовсплесков (fast radio burst, FRB). До сих пор многие специалисты считали, что перитоны и FRB — это одно и то же. Происхождение коротких радиовсплесков неизвестно, и, как полагают авторы, их работа доказывает, что они рождаются в далеком космосе. «Самое важное в этой работе то, что действительно загадочные космические короткие радиовсплески теперь с гораздо большей надежностью являются загадочными именно космическими всплесками», — пояснил «Чердаку» Сергей Попов, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга МГУ.