Пингвины не знают, какова на вкус рыба

Пингвины утратили способность чувствовать три из пяти основных вкусов в процессе эволюции и различают лишь кислое и соленое, выяснили генетики, статья которых опубликована в журнале Current Biology.
Цзянь-чжи Чжан (Jianzhi Zhang) из университета штата Мичиган в Энн-Арборе (США) и его коллеги сделали это открытие, анализируя уже опубликованные расшифровки геномов различных видов пингвинов. Они обнаружили, что у всех пингвинов отсутствуют гены, кодирующие рецепторы к сладкому, мясному (умами) и горькому вкусам.

«В целом наши результаты показывают, что способность чувствовать мясной и горький вкусы была утрачена у общего предка всех пингвинов, а способность ощущать сладкий вкус потеряна еще раньше», — пишут авторы статьи.

Почему это произошло, исследователи не могут сказать. Они отмечают, что пингвины изначально жили в холодных условиях Антарктиды, хотя сейчас обитают и в более теплых регионах. Работа одного из белков, который нужен для передачи сладкого, мясного и горького вкусов, Trpm5, зависит от температуры: чем холоднее, тем он менее активен. При этом Trpm5 выполняет в организме и другие функции, не связанные со вкусом. Возможно, пингвинам пришлось «пожертвовать» вкусовой составляющей ради более важных вещей.

Более того, у некоторых пингвинов на языке нет вкусовых сосочков, где сконцентрированы рецепторы. Языки этих птиц покрыты твердыми шершавыми бугорками, более подходящими для того, чтобы хватать и удерживать рыбу, которую пингвины заглатывают целиком. При таком обращении с едой различать ее вкус и не нужно, хотя ученые не могут сказать, где здесь причина, а где следствие.

Чжан и его коллеги также отмечают, что для подтверждения их выводов необходимы не только генетические исследования, но и поведенческие эксперименты.