Астрономы впервые получили отраженный видимый свет от экзопланеты

Астрономы из Европейской южной обсерватории (ESO) впервые получили спектр видимого излучения экзопланеты. Исследователи анализировали излучение звезды 51 Пегаса, которая очень похожа на Солнце и удалена от Земли на расстояние 50,1 светового года.
Ученые из разных стран, ведущим из которых был португалец Хорхе Мартинс (Jorge Martins) из Института космических исследований в Порту, разработали методику прямого исследования экзопланет, которая позволяет «извлекать» из видимого излучения звездной системы свет, отраженный от поверхности планет.

Результаты исследования опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.

Вокруг изученной звезды обращается планета 51 Пегаса b, которая стала первой подтвержденной планетой у солнцеподобного светила: ее существование косвенными методами подтвердили в 1995 году.

Исследователи вычленяли основные характеристики излучения 51 Пегаса, создавая виртуальный образ звезды. Затем они сравнивали его с реальным излучением, в котором искали слабую «копию», соответствовавшую отраженному свету. «Если представить, что планета — это зеркало, то мы регистрируем свет звезды, который оно отражает», — пояснил «Чердаку» суть метода один из соавторов работы Нуно Сантош (Nuno Santos) из Института космических исследований в Порту.

Ученые анализировали данные, которые были собраны телескопом с диаметром зеркала 3,6 метра, который находится в обсерватории Ла-Силья в Чили. На телескопе специально для поиска экзопланет установлен спектрограф HARPS: этот прибор «отлавливает» малейшие изменения в излучении звезд.

Ученые выяснили, что 51 Пегаса b — «распухший» газовый гигант, почти в два раза больше Юпитера, который отражает очень большой процент падающего на него света. «В будущем, используя более точные измерения, мы попробуем выяснить, какие именно химические вещества содержатся в атмосфере 51 Пегаса b», — уточнил Сантош.