В Перми создают детектор смертельно опасного загрязнителя

Научный коллектив Пермского государственного национального исследовательского университета приступил к созданию детектора смертельно опасных органических загрязнителей — полихлорированных бифенилов (ПХБ). Они оказывают сильное воздействие на организм даже в малых дозах, подавляют иммунитет и могут стать причиной рака.
Для выявления очагов загрязнения ПХБ ученые разрабатывают миниатюрное устройство — биосенсор, призванный заменить целую химическую лабораторию. Размеры устройства не превысят спичечный коробок, а воспользоваться им можно будет в самых сложных условиях в удалении от научных центров.
В основе работы биосенсора — реакция микроорганизмов на опасный загрязнитель. Бактериальный штамм, сигнализирующий о наличии ПХБ в исследуемом образце, пермские ученые разрабатывают совместно с коллегами из Института биохимии им. А.Н. Баха РАН. В создании бактерии-детектора участвуют выпускники ПГНИУ — Михаил Шумков и Анна Воронина.

Для определения очага загрязнения территории ПХБ будет достаточно капли воды (экстракта), а процесс изучения займет несколько минут. Ученые отмечают, что такой способ дешевле и безопаснее для исследователя, чем традиционные методы. К тому же биосенсор может применяться и для анализа продуктов питания.

На сегодняшний день уже готов прототип устройства — микрожидкостный чип. Завершить создание биодетектора ПХБ ученые планируют к концу 2015 г.