Спасибо, что вы с нами!

Пауки могут быть хорошими отцами

Арахнологи из Бразилии обнаружили у самцов пауков родительское поведение. Самцы чинят гнездо и отгоняют хищников.

Для самцов пауков вообще родительское поведение не характерно. По большей части потому, что при спаривании они, как правило, погибают стараниями самки (которой делают подношения, чтобы избежать гибели). Но у вида Manogea porracea, который обитает в Южной Америке, самец проявляет отчетливое отцовское поведение. После спаривания самец селится рядом с самкой, устраивая себе паутину над сетью, в которой сидит самка, и сетью с коконами.

На протяжении всего периода, что зреют яйца, самец охотится, защищает гнездо самки от хищников и поддерживает сеть с коконами в надлежащем состоянии. Кроме того, он ухаживает за коконами, убирая с них лишнюю влагу.

Ученые установили, что к моменту выхода паучат из яиц самка в 68% случаев уже мертва, так как часто становится жертвой пауков других видов из-за своего более крупного размера. В случае гибели самки самец не покидает кладку, продолжая охранять ее и чинить паутину с коконами. Какое-то время после вылупления самец стережет и выводок, вскоре умирая от естественных причин.

Вверху — самец, внизу — самка, а между ними паутина, в которой закреплены коконы и находится выводок. Фото: Rafael Rios Moura

Результаты наблюдений показали, что забота отца после смерти самки приносит ощутимую пользу: если удалить из гнезда обоих родителей, почти в половине случаев паутина сильно портится и не «дотягивает» до вылупления паучат. Выводок без защиты самца погибал от хелицер других пауков почти в полтора раза чаще.

Исследование описано в журнале Animal Behaviour.