Кишечная бактерия довела мышей до симптомов болезни Паркинсона. Нейродегенерация в этом случае, судя по всему, следствие чрезмерного иммунного ответа

Ученые из Монреальского университета и Университета Макгилла заражали кишечной инфекцией мышиные клетки и собственно мышей и добились того, что у испытуемых зверьков возникли симптомы, характерные для болезни Паркинсона.

Болезнь Паркинсона — это заболевание, ведущее к гибели нейронов, вырабатывающих дофамин. В организме человека дофамин отвечает не только за чувство удовлетворения и любви, но также контролирует многие другие функции головного мозга. У заболевшего дрожат конечности, ему сложнее передвигаться и удерживать равновесие. Болезнь прогрессирует в течение нескольких лет и в конечном счете приводит к тому, что человек почти перестает двигаться и становится неспособным обслуживать себя самостоятельно.  На сегодняшний день пока еще неизвестно, что именно вызывает гибель нейронов при болезни Паркинсона. Ученые предполагают, что одной из причин являются нарушения в работе митохондрий — органелл, отвечающих за выработку и запасание энергии в клетке. Однако почему это происходит, все еще неясно.

PINK1 и Parkin — это белки, мутации в генах которых в 10% случаев приводят к развитию болезни Паркинсона у людей. Они, в частности, подавляют в клетке презентацию антигенов, т.е. не дают ей демонстрировать иммунной системе свое содержимое. Когда мутантные PINK1 и Parkin с этим не справляются, иммунные клетки видят на поверхности нейрона митохондриальные белки и могут его принять за бактерию (ведь митохондрия когда-то была бактерией) и уничтожить. Однако 10% не такая уж и большая цифра. К тому же у лабораторных мышей, у которых PINK и Parkin вообще нет, болезнь Паркинсона не развивается. Значит, презентации антигена недостаточно, чтобы вызвать гибель нейронов, и нужен дополнительный стимул.

Есть гипотеза, что нейродегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, Паркинсона и др.) в некоторых случаях могут иметь инфекционную природу. В данном случае исследователи проверяли версию о том, что болезнь Паркинсона может вызываться кишечной бактерией Citrobacter rodentium — мышиным аналогом кишечной палочки. Предположительно, липополисахариды, содержащиеся в клеточной стенке этих грамотрицательных бактерий, стимулируют антиген-презентацию митоходриальных белков Т-киллерам, иммунным клеткам-убийцам. Получив такую «ориентировку», Т-киллеры объявляют охоту на митохондриальные белки и атакуют клетки своего же организма.