Палеонтологи исследовали самых больших динозавров Центральной Азии.

Ученые из Зоологического института РАН и Смитсоновского института выяснили, что титанозавры были самыми большими динозаврами, дожившими в Центральной Азии до конца мелового периода.
Ученые выяснили, что все найденные в Центральной Азии остатки завропод относятся к титанозаврам. Завроподы, или «ящероногие», — это группа динозавров, к которой относились самые крупные их представители за всю историю. Это были гигантские ящеры с очень длинной шеей, большим телом и длинным хвостом, которые передвигались, ступая на четыре мощные ноги. До сих пор не было известно, какие из завропод обитали в Центральной Азии в меловом периоде, последнем, в котором на Земле жили динозавры.

Расцвет завропод пришелся на позднеюрский период (около 150 миллионов лет назад), после чего их разнообразие стало резко сокращаться из-за конкуренции с другими растительноядными динозаврами — орнитоподами. Орнитоподы, или «птиценогие», ходили на двух ногах и имели конкурентное преимущество — зубные батареи, сросшиеся вместе зубы. Благодаря им орнитоподы пережевывали пищу лучше, чем завроподы. В результате к середине мелового периода почти все группы завропод вымерли.

Но тогда же, в меловом периоде, появилась новая группа завропод — титанозавры, которые успешно развивались вместе с орнитоподами и дали начало множеству видов: известно уже более ста и каждый год описываются несколько новых. По предположению ученых, титанозавры добились такого успеха благодаря зачаточным зубным батареям. Титанозавры были крупными ящерами весом около ста тонн, которые обитали на территории нынешней Южной Америки, Монголии и Китая до самого конца мелового периода (66 миллионов лет назад).

Ученые планируют продолжить изучение фауны динозавров Центральной Азии. По мнению исследователей, местная динозавровая фауна мелового периода — одна из наиболее изученных.

Результаты исследования опубликованы в журнале Cretaceous Research.

Об одном из титанозавров, которого нашли в Кемеровской области ученые из Томского государственного университета, читайте в материале «Чердака».