Озоновая дыра над Антарктикой начала уменьшаться

Ученые из США и Великобритании выяснили, что озоновая дыра в Южном полушарии постепенно уменьшается с 2000 года. Возможно, этому помог Монреальский протокол, который с 1987 года ограничивает использование химических веществ, разрушающих озоновый слой.
Озоновой дырой называют локальное истощение озонового слоя, защищающего нашу планету от солнечной радиации. Каждый год с наступлением весны в Южном полушарии, в сентябре-октябре, толщина озонового слоя над Антарктикой уменьшается, а примерно к январю — восстанавливается. Согласно одной из теорий, возникновение озоновых дыр — антропогенное явление, и для того, чтобы избежать глобальной катастрофы, в 1987 году был подготовлен Монреальский протокол. Он регулирует использование химикатов, которые разрушают озон в стратосфере.

Ученые исследовали состояние озонового слоя над Антарктикой, используя данные метеозондов, собранные в период с 2000 по 2015 год. При этом они обращали особое внимание на размер дыры в сентябре, а не октябре, как большинство предыдущих научных групп. По словам авторов работы, тенденция к уменьшению дыры наиболее заметна именно в сентябре, когда в Южном полушарии начинается весна и химические процессы в атмосфере начинают истощать озоновый слой. По данным наблюдений в период с 2000 по 2015 год, размер дыры в сентябре уменьшился на 4,5 ± 4,1 млн квадратных километров, что составляет в среднем 20% от ее площади в 2000 году. Ученые отмечают, что, хотя они недооценивали размер озоновой дыры, им удалось определить, что она «затягивается». Кроме того, время ежегодного истончения озонового слоя сдвинулось: теперь это происходит примерно на 10 дней позже.

Озоновая дыра в период с октября 1979-го по октябрь 2015-го. Видео: NASA Ozone Watch.

Несмотря на явную тенденцию к уменьшению, в октябре 2015 года размер озоновой дыры над Антарктикой достиг одного из максимальных значений. Однако авторы исследования предполагают, что это связано с извержением вулкана Кальбуко в Чили, выбросившего в атмосферу большое количество серы. Частицы серы индуцировали химические реакции, ускоряющие разрушение озонового слоя.

Исследование британских и американских ученых опубликовано в журнале Science.