Ожирение у рыб и людей вызвано одной и той же мутацией, полагают ученые

Группа американских исследователей изучила процессы накапливания жировой ткани у рыб рода Astyanax mexicanus. Выяснилось, что пещерный образ жизни этих животных привел к изменениям гена MC4R, рецептора мелатонина. Ученые предполагают, что ожирение у людей связано с той же эволюционной мутацией.
Авторы исследования опубликовали результаты своей работы в журнале PNAS. Они проанализировали историю развития позвоночных и изучили механизмы, которые могли привести к изменению скорости метаболизма.

Клиффорд Табин и его коллеги из Гарвардской медицинской школы (США) сравнили ДНК пещерных рыб и рыб, обитающих на поверхности водоемов. Большая часть Astyanax mexicanus имеют мутацию в гене MC4R, регуляторе инсулина и лептина (гормона, регулирующего энергетический обмен и подавляющего аппетит).

«Это один из ключевых компонентов в поддержании энергетического баланса у человека. Когда мы пытаемся изменить свою диету, регуляторы в мозгу, одним из которых является MC4R, активизируются, что усложняет процесс похудения», — сказал Эриал Эспирас, один из участников проекта.

Ранее этот механизм, возможно, был необходим для выживания человека. Но сейчас ожирение стало глобальной проблемой, и одной из причин этого является эволюционная мутация гена MC4R. Единственное решение, которое пока могут предложить ученые, — ограничивать себя в употреблении вредных продуктов, содержащих большое количество жиров и сахара. Также ученые надеются, что следующие эксперименты над рыбами объяснят, как вернуть обычное состояние гена в норму.

Функция запасания жира есть не только у рыб. Многие животные, впадающие в анабиоз зимой или живущие в трудных климатических условиях (частые засухи или длительные холодные периоды), также накапливают жировые отложения, самые известные среди них — медведи, верблюды, барсуки.