Открыт самый далекий квазар

Ученые увидели квазар ULAS J1342+0928 таким, каким он был, когда нашей Вселенной было всего 690 миллионов лет.

Международный коллектив астрономов сообщил об открытии самого далекого, а значит, самого древнего квазара из известных на настоящий момент. Квазар, получивший название ULAS J1342+0928, виден нам таким, каким он был на раннем этапе развития Вселенной, когда ее возраст составлял около 690 миллионов лет (5% от нынешнего). Находится он примерно в 13,1 млрд световых лет от Земли.

Квазар как таковой представляет собой активное ядро зарождающейся галактики. В ней идет интенсивный процесс поглощения черной дырой окружающего вещества. Сверхмассивная черная дыра в открытом квазаре имеет массу в 800 миллионов раз больше, чем у Солнца.

Процессы, происходящие в квазарах, становятся источником мощнейшего излучения, и главный признак — это так называемое гравитационное красное смещение. По его интенсивности астрофизики могут судить о происходящих в квазаре процессах. В случае ULAS J1342+0928 величина красного смещения составила 7,09, и это лишь второй обнаруженный учеными квазар с красным смещением больше 7.

Для наблюдений за квазаром астрофизики использовали мощности Магелланова телескопа обсерватории Лас-Кампанас в Чили, Большого бинокулярного телескопа (Аризона, США) и Северного телескопа обсерватории Джемини на Гавайях.

Дальнейшее изучение открытого квазара поможет пролить свет на новые аспекты ранних этапов развития Вселенной. В частности, на так называемый период реионизации, сменивший Темные века — период, когда шло образование первых звезд, галактик и квазаров. Уже понятно, что столь активная и массивная черная дыра возрастом всего в 690 млн лет позволяет говорить об очень бурном формировании галактик и звезд на том этапе развития Вселенной.

Статья опубликована в журнале Nature.

Ранее в центре Млечного Пути ученые обнаружили признаки 11 молодых звезд, которые формируются очень близко от сверхмассивной черной дыры.