Открыт новый вид хищничества

Ученые из Великобритании и Италии открыли новый вид хищничества — клептохищничество. Им промышляет голожаберный моллюск Cratena peregrina, который поедает гидроидные полипы только ради содержимого их «желудка».

Ученые исследовали пищевое поведение голожаберного моллюска C. peregrina, который обитает в Средиземном море и западной Атлантике. Моллюск живет в тесном взаимодействии с колониями гидроидных полипов Eudendrium racemosum. Колония полипов состоит из кишечнополостных организмов, похожих на обычных пресноводных гидр, но живущих вместе и не разделившихся после рождения. Таким образом, их колония напоминает дерево, ветви которого — это не вполне отдельные организмы, называемые гидрантами. Питаются полипы зоопланктоном, фильтруя его из воды.

Гидроидный полип. Не E. racemosum, но из того же рода Eudendrium. Фото: anudibranchmom / iNaturalist

Морской слизень, которого изучали ученые, как считалось раньше, просто ел гидрантов и к тому же использовал колонию как укрытие. Эксперименты показали, что их взаимоотношения не сводятся к простому хищничеству.

Ученые отловили у берегов Сицилии моллюсков, полипы и планктон. Затем они разделили полипы на группу, откормленную планктоном, голодную и контрольную. После этого моллюскам предложили выбрать между этими группами, и оказалось, что слизни едят сытые полипы почти вдвое чаще, чем голодные.

Ученые провели анализ изотопной подписи моллюсков, полипов и планктона, то есть посмотрели соотношение разных изотопов азота и углерода в их тканях. Изотопная подпись меняется в зависимости от положения в пищевой цепочке, так что по нему можно определить, кто кого ест, в какой последовательности и в каком примерно количестве.

Ученые обнаружили, что большую часть рациона моллюска составляет именно зоопланктон, только что съеденный полипом. А сам полип, видимо, нужен моллюску только как упаковка для планктона, составляя минимум в его диете. Слизень вместо ловли планктона выбирает пока непонятным образом гидранты, которые уже сделали это за него, и поедает их, крадя у колонии часть ее еды.

Ученые отмечают, что и для колонии полипов в таком поведении моллюска может быть польза: он не ест всех подряд и погибают только некоторые гидранты. Возможно, благодаря этому время жизни всей колонии удлиняется.

Исследование описано в журнале Biology Letters.

Ранее ученым впервые удалось детально исследовать гигантского корабельного червя.