Все новости

Отечественные климатологи считают неясными причины глобального потепления

Их точка зрения заметно отличается от представленной в западной науке: по мнению российских исследователей, до сих пор непонятны ни причины, ни следствия происходящего с климатом.

Исследователи из лаборатории геологии кайнозоя, палеоклиматологии и минералогических индикаторов климата Института геологии и минералогии Сибирского отделения РАН предполагают, что человечество ждет и глобальное потепление, и новый ледниковый период. Вопреки своим западным коллегам они не считают углекислый газ причиной происходящего изменения климата, правда, и на иные конкретные причины таких изменений пока не указывают, полагая их все еще нераскрытыми, пишет «Наука в Сибири».

Согласно мнению заведующего лабораторией Владимира Сергеевича Зыкина, вопрос о том, влияет ли на климат человек, до сих пор не решен однозначно. Зато можно уверенно говорить о том, что последние миллионы лет на планете идут естественные колебания климата — ледниковые периоды, сменяющиеся межледниковьем.

Сегодня их смена традиционно объясняется орбитальной теорией, разработанной Милутином Миланковичем еще в 1920-х годах. Согласно ей, эти процессы были связаны с изменением орбиты Земли при движении вокруг Солнца. Последователи Миланковича высчитали, что продолжительность голоцена должна составлять около 40 тысяч лет. То есть еще 30 тысяч лет человечество может спать спокойно.

Однако это не повод успокаиваться. Ледниковые и межледниковые эпохи имеют определенную структуру — внутри каждой из них чередуются более мелкие периоды потепления и похолодания, выделено множество циклов различной продолжительности и амплитуды. Эти события квазипериодические, поэтому предсказать их достаточно сложно, кроме того, они могут проявляться локально.

Наиболее достоверно их хронологию можно восстановить за последние тысячелетия. Во-первых, по историческим данным. Это наиболее теплые Романский и Средневековый климатический оптимумы и холодные Темное Средневековье и Малый ледниковый период. Последний начался, по одним данным, с XII века, а по другим — c XV века. Тогда наблюдалось похолодание климата, в горах происходило продвижение ледников, в Европе температура упала на один-три градуса, что вызвало вспышки неурожая и голод. Когда происходили крупные извержения вулканов и продукты этих извержений попадали в стратосферу, создавая экран для солнечных лучей, похолодание еще больше усиливалось.

Эти события приводили, по сути, к климатической катастрофе. Так, из-за извержения вулкана Уайнапутина в 1601—1604 годах в Москве значительно похолодало, в июле выпадал снег, замерзала река Москва, царили неурожай и голод, приведшие к Смуте. Малый ледниковый период закончился в конце XIX века, и с этого времени началось потепление, которое длится до сих пор.

Сегодня глобальное потепление климата продолжается. 2016 год, по данным Всемирной метеорологической организации, признан самым теплым за всю историю метеорологических наблюдений, 2017 год расположился на третьем месте, а в России, по данным Гидрометцентра, он стал самым теплым за всю ее историю. Резко уменьшается площадь полярных льдов в Северном полушарии. Рост температуры хорошо коррелирует с увеличением концентрации углекислого газа в атмосфере. В прошлом году она зафиксирована на уровне более 400 частей на миллион, хотя в 1958 году, когда впервые начали делать такие измерения, она составляла всего 315 частей на миллион, а ее расчетный доиндустриальный уровень — 280 частей на миллион.

Однако Владимир Зыкин не склонен, как это делают сейчас на Западе, связывать процессы современного глобального потепления с углекислым газом. Как он отмечает, и ранее, в межледниково-ледниковом цикле, происходили значительные изменения количества СО2 в атмосфере — от 180 частей на миллион во время оледенений до 290 частей на миллион в более теплые периоды. Антропогенного влияния тогда не было. Целый ряд ледовых кернов прошлого показывает, что обычно рост температуры на 800 лет опережает повышение концентрации углекислого газа.

Поэтому, полагает Зыкин, увеличение концентрации СО2, по-видимому, связано с увеличением температуры воды в Мировом океане, что приводит к освобождению углекислого газа из воды и метана из донных осадков. Как и рост температуры, этот процесс, скорее всего, зависит от естественных причин, о которых мы еще плохо знаем. По его мнению, хотя глобальные изменения климата и идут с высокой скоростью, их изучение ведется достаточно вяло — до сих пор непонятны ни причины, ни последствия происходящего потепления.

Также, считает ученый, принятая официально точка зрения на причины потепления как отклик исключительно на увеличение углекислого газа в атмосфере из-за сжигания углеродного топлива значительно упрощает подход к пониманию глобальных изменений и не объясняет многие происходящие сейчас природные процессы. Отношение человечества к проблемам изменения климата, по его мнению, хорошо отражает картина Питера Брейгеля Старшего «Слепые», на которой шесть незрячих идут вдоль обрыва.

В современной западной климатологии объяснение происходящего глобального потепления резко отличается от точки зрения Зыкина и его научной группы. Там отмечается, что рост температур предшествует росту концентрации СО2 только при естественных изменениях климата. То, что происходит сегодня, — совсем другая ситуация. Поскольку в естественных условиях высвобождения углекислого газа до потепления никогда не было. Такое высвобождение неизбежно вызывает потепление потому, что двуокись углерода — сильный парниковый газ, задерживающий инфракрасные лучи, пытающиеся покинуть земную атмосферу. И тем самым не дающий Земле быстро охлаждаться по ночам и зимой.

Подход западных ученых основан на простых расчетах, а не предположениях о неких неизвестных науке процессах, как у В. Зыкина. В реакции С+О2 каждый год человечество сжигает почти восемь миллиардов тонн угля. Вместе со сжиганием метана и нефтепродуктов это означает ежегодный выброс в атмосферу 33 миллиардов тонн углекислого газа. Всего в атмосфере его около трех триллионов тонн. Поэтому его концентрация растет примерно на две части на миллион в год и к концу века может превысить 500 частей на миллион. По всем расчетам, именно этот фактор и вызывает глобальное потепление.

Следует отметить, что упомянутые выше расчеты впервые сделаны вовсе не на Западе: еще советский исследователь Михаил Будыко более полувека назад показал неизбежность глобального потепления в результате антропогенного сжигания ископаемого топлива. К сожалению, у Будыко не сложилась школа климатологов. Поэтому на сегодня его точка зрения среди российских ученых часто оспаривается. Зато она стала общепринятой за рубежом, где и служит основой современных климатологических взглядов.