Все новости

Осы обошли пчел в способностях к логике

Вероятно, причина состоит в том, что у пчел более «авторитарное» общество, в котором думать нужно гораздо меньше

В эксперименте американских ученых бумажные осы показали, что в отличие от пчел они могут делать довольно сложные логические выводы. В каждой конкретной ситуации осы верно выбирали кусочек бумаги, который не грозил им ударом тока. При этом для того, чтобы определить, насколько опасны неизвестные им варианты, насекомые использовали уже известные им соотношения.

Раньше считалось, что делать транзитивные выводы может только человек. Пример подобного вывода звучит так: если А больше чем В, а В больше чем С, то А больше чем С. Сейчас уже известно, что кроме человека делать такие выводы  могут многие позвоночные, например шимпанзе, куры, голуби и вороны. Насекомые с этим не справлялись — пчелы провалили связанный с этим тест. Считалось, что виной тому их маленький мозг, в котором всего миллион нейронов. Для сравнения: в мозге человека их около 85 миллиардов.

Ученые из Мичиганского университета проверили, есть ли такая способность у ос, мозг которых не больше пчелиного. Они наловили в окрестностях университета ос двух видов — Polistes dominula и Polistes metricus. Оба вида относятся к бумажным осам, то есть таким, которые живут большими сообществами в гнездах, построенных из бумаги собственного производства. Ученые использовали тест, который ранее применяли для того, чтобы определить транзитивное мышление у маленьких детей и животных, немного его переделав.

Тест выглядел так. Ос помещали на прямоугольник, с разных концов которого были стимулы А и В, которые для ос были просто бумажками разного цвета. К участкам в середине прямоугольника и у одного из стимулов (В) ученые подвели слабый ток, а к участку у другого стимула (А) электричество не подавалось.

Читайте также: Они все понимают. Как думают кошки, собаки и другие домашние животные

В течение 30 секунд оса бегала по прямоугольнику и находила безопасное место. Затем насекомое обучали, используя другую пару стимулов — В и С. В этом случае безопасно было у стимула В, который прежде был под напряжением. Затем ученые использовали еще два стимула, С и D, но теперь С был безопасным, а возле D ос било током. Последней парой были D и Е. Таким образом, всего авторы работы использовали пять разноцветных стимулов в четырех сочетаниях.

Ос обучали четыре дня, по паре стимулов за день. После этого, на пятый день, им предложили сравнить А и Е, пару, в которой один стимул всегда был безопасным, а другой всегда под током, а также В и D, пару, в которой каждый из стимулов бывал и опасным, и безопасным поровну. В проверке тока уже не было, чтобы осы ориентировались только на свою память.

Слева — схема тренировки, справа — теста. «0» означает отсутствие напряжения, «-» — электрический ток. Chrdk.
Описание
Слева — схема тренировки, справа — теста. «0» означает отсутствие напряжения, «-» — электрический ток. Chrdk.

Оказалось, что осы примерно в 70% случаев выбирали А и В. В случае с А могло сказаться обучение, ведь осы могли запомнить, что этот стимул не опасен. Но во втором случае очевидно, что осы сделали выбор в пользу стимула, который не опасен именно в той ситуации, которую им предложили: В хоть и хуже, чем А, но лучше чем C, а C лучше, чем D. Значит, B лучше, чем D. Осы сделали по большей части правильный выбор, хотя никогда прежде не сравнивали B и D напрямую.

Осы прошли тест, который завалили пчелы, хотя и у тех и у других примерно одинаковый мозг. Ученые считают, что дело в разнице между обществом двух видов насекомых. У пчел оно очень «авторитарно» — в улье есть только одна матка и множество рабочих, находящихся в иерархии одинаково низко. Осиные гнезда более децентрализованы — в них живет несколько конкурирующих самок, каждая из которых выстраивает свою иерархию. Жизнь в таком обществе заставляет ос разбираться, кто из самок сильнее, поэтому, вероятно, они и научились транзитивным выводам.

Ученые заключают, что способности к сложному социальному поведению зависят не столько от размера мозга, сколько от устройства общества.