Саблерогий орикс возвращается домой

Саблерогого орикса реинтродуцируют в Центральной Африке после двадцати лет отсутствия, сообщает New Scientist.

Саблерогий, или сахарский, орикс раньше обитал в Северной Африке, но в конце XX века его почти истребили охотники. Последние животные спаслись в зоопарках и на огороженных территориях, где и размножались.

Для пробы в августе 2016 года 23 особи выпустили в заказнике Уади Риме-Уади Ашим в Чаде, обширной неогороженной территории, где они жили раньше. На животных надели GPS-ошейники, чтобы следить за их перемещениями. Ученые убедились, что животные здоровы, и решили выпустить еще одну группу из 23 особей, которая прибудет в заказник уже на этой неделе.

Среди первой группы были беременные самки, и в сентябре родился первый теленок, который стал, таким образом, первым теленком орикса, родившимся в дикой природе с начала века. Как говорят ученые, сейчас он тоже жив и здоров, как и взрослые звери. Теперь ученые ждут, когда родят самки, забеременевшие уже на воле.

По словам ученых, реинтродуцировать орикса проще, чем других животных. Его не нужно учить охотиться, к тому же естественные враги орикса — львы и гепарды — в тех местах уже вымерли.

Как сообщает доклад, опубликованный в журнале Royal Society Open Science, скорость вымирания видов позвоночных сейчас в 1000 раз выше, чем была до появления человека. В настоящее время исчезновение грозит тремстам видам млекопитающих, и главная причина их опасного положения — именно охота.

Биологи проверили «гипотезу бабушки» на косатках

Ученые из США и Великобритании в течение девяти лет наблюдали за популяцией косаток у побережья Северной Америки. За это время они выяснили, что самки, выйдя из репродуктивного возраста, становятся лидерами в своей стае и помогают ей выживать.

Косатки — это крупные морские млекопитающие из семейства дельфиновых. Они ведут стайный образ жизни и могут питаться как ластоногими, так и преимущественно рыбой. Их особенность в том, что самки этого вида живут значительно дольше, чем самцы. Особи женского пола доживают до 90 лет, а самцы умирают в возрасте 50 лет. Это напоминает то, как разнятся сроки жизни у мужчин и женщин в человеческой популяции. В этом случае возникает вопрос, зачем людям и косаткам нужны самки, которые уже вышли за пределы репродуктивного периода, то есть бабушки.

В эволюционной биологии существует понятие «гипотеза бабушки». Она предполагает, что самки в менопаузе выполняют важную функцию: они помогают выживать потомству своих детей (вероятно, по этой причине у бабушек человека есть постоянное желание накормить своих внуков и следить за тем, как они одеты).

В ходе девятилетнего наблюдения за популяцией косаток у восточного побережья США биологи изучали поведение этих млекопитающих. Были исследованы родственные связи в стае, фиксировалось то, какие особи становились лидерами и вели за собой других косаток.

Оказалось, что самки в целом чаще становятся лидерами в стае, чем самцы. Наибольший вес в стае среди самок имели те, кто уже был не способен к размножению. За такими косатками-бабушками следовало большее количество ведомых китов при поиске добычи. [ ... ]

Микробиологи «раскусили» стафилококк

Ученые из США и Великобритании выяснили причину устойчивости золотистого стафилококка. Оказалось, секрет бактерии заключается в ее умении обходиться без жизненно необходимого ей марганца, используя вместо него железо.

Золотистый стафилококк Staphylococcus aureus, по информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), представляет собой серьезную угрозу жизни человека. Эта бактерия живет в организме почти у каждого третьего человека, но до поры никак не проявляет себя. Стафилококк вызывает самые разные заболевания, от угрей до пневмонии, и обладает высокой устойчивостью к иммунитету и антибиотикам.

Один из приемов иммунной системы состоит в том, чтобы лишить микробы тех веществ, которые им нужны для развития. Клетки иммунной системы, нейтрофилы, доставляют белок кальпротектин на «место действия» инфекции, и тот связывает весь марганец и цинк, нужные бактериям. Как следствие, в стафилококковом абсцессе, например, не найти этих двух металлов — организм пытается заморить микробов голодом.

Марганец нужен стафилококку для работы фермента супероксиддисмутазы (SOD) — белка-антиоксиданта, который превращает свободные радикалы кислорода в молекулы кислорода и перекиси водорода, защищая бактерию от смертельно опасного окислительного стресса. S. aureus умеет делать две формы SOD — SodA и SodM. Первая «работает на марганце», а вторая может использовать и марганец, и железо. Как говорят ученые, прежде считалось, что такое невозможно, но эксперименты показали, что это не так: при удалении марганца из среды, где жил S. aureus, бактерия переходила на синтез формы SodM и справлялась с окислительным стрессом.

Ученые полагают, что в условиях распространения устойчивых к разным антибиотикам форм стафилококка в качестве мишени для лекарств можно использовать белок SodM, чтобы в будущем бороться с микробом эффективнее. [ ... ]

Пчелы и осы опаснее для австралийцев, чем змеи и пауки

Специалисты по общественному здоровью из Австралии пришли к выводу, что большинство случаев госпитализации или смерти от укуса животного случается из-за ос и пчел.

Австралия известна тем, что тут обитает большое количество ядовитых существ — змей, пауков, насекомых и медуз. Ученые из университета Мельбурна провели первый большой общенациональный анализ данных о госпитализации и смертях людей из-за укуса животного.

Исследователи взяли данные Австралийского института здоровья и благосостояния и Национальной системы учета случаев смерти с 2000 по 2013 год. Всего был изучен 41 521 случай госпитализации, в том числе и летальные исходы.

Выяснилось, что укусы ос, пчел и шершней привели к 31% госпитализаций, на втором месте — укусы пауков (30%), затем — змеи (15%). Однако хотя укусы змей случаются реже, они в два раза чаще приводят к летальному исходу.

Между 2000 и 2013 годами от ядовитого укуса погибло 64 человека, причем 27 — от укуса змей и столько же — от укуса ос и пчел. Главная причина — анафилактический шок. При этом среди погибших от укуса пчел и ос был лишь один профессиональный пчеловод. [ ... ]