Намагниченность электронной памяти переключили за 3 пикосекунды. На это физики потратили сверхмалое количество энергии

Международная группа ученых, в которую входили и исследователи из МФТИ, смогла переключить намагниченность прототипа электронной памяти в течение сверхкороткого промежутка времени, использовав при этом очень мало энергии. На основе использованного ими материала можно будет создавать очень быструю и практически не нагревающуюся энергоэффективную память для самых разных электронных устройств.

Сегодня уже 3% от вырабатываемого на планете электричества уходит на обслуживание крупных центров хранения данных. Поскольку данных все больше, эта доля непрерывно растет. Это происходит потому, что самая распространенная технология хранения информации — на жестких дисках серверов — при изменении записанных данных требует перемагничивания базовой запоминающей ячейки за счет приложения импульсного магнитного поля. А его генерация требует энергии и времени.

В 2016 году ученые предложили способ, который позволяет быстро переключать магнитные спины (направления «вращения» частиц) в ортоферрите туллия (TmFeO3), воздействуя на них так называемыми Т-лучами. Это терагерцовое излучение, волны которого длиннее, чем у инфракрасного, но короче, чем радиоволны. Такой способ «перемагничивания» оказался более быстрым и эффективным. Дело в том, что частота терагерцового излучения очень мала, а спиновое состояние переключается за счет электрической составляющей Т-импульса, а не импульсного магнитного поля. Таким образом используется меньше энергии, чем в альтернативных способах. Впрочем, у нового подхода была и проблема: для него нужно создавать компактные и эффективные системы излучения в терагерцовом диапазоне.