Текст уведомления здесь

«Орбитальный космодром» используют для перехода российского космоса на частные рельсы

Группа компаний S7 (а точнее ее российская дочка «С7 Космические транспортные системы») подписала соглашение о намерениях с Роскосмосом. В его рамках планируется создать многофункциональный орбитальный комплекс для сборки и заправки космических аппаратов.
Добавить в закладки
Комментарии

По сути, это нечто вроде «орбитального космодрома подскока». После этого космические аппараты можно будет отправлять на другие околоземные орбиты, а также на Луну и Марс. Одни эксперты считают, что такое государственно-частное партнерство по американскому образцу способно изменить ракетно-космическую отрасль в нашей стране, другие — что его перспективы весьма ограниченны, особенно на фоне быстрого удешевления вывода аппаратов в космос. О происходящем пишут «Известия».

По словам научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, в космической отрасли есть актуальная задача дозаправки спутников на орбите и их технического обслуживания там же. Орбитальный космодром вполне может пригодиться как для этого, так и для обслуживания пилотируемых космических систем. Другие эксперты приветствуют проект уже потому, что он продвигает в нашей стране идею частной космонавтики, которая многим видится чем-то вроде комплексного решения проблем российского космоса.

В то же время есть и ряд факторов, ставящих под сомнение востребованность «орбитального космодрома» для этих задач. В свое время появление шаттлов тоже обосновывали отправкой спутников и их ремонтом, однако практика показала, что такая дозаправка и ремонт дороже запуска новых спутников взамен старых.

Наиболее сложные спутники, смысл ремонта которых максимален, находятся на геостационарной орбите (36 000 километров), где «космодром на орбите» находиться не сможет, поскольку выводимым с Земли аппаратам туда слишком тяжело добираться без дозаправки, которая и заявлена одной из функций многофункционального комплекса S7.

Переводить довольно крупный орбитально-заправочный комплекс с низкой околоземной орбиты и обратно для дозаправки отдельных спутников бессмысленно: сама такая операция потребует много топлива и будет слишком дорогой, чтобы окупиться ростом срока работы отдельного спутника. Проводя аналогию с земными заправками, можно сказать, что заправка не может ездить за каждым отдельным автомобилем, а спутники не могут летать к «космической заправке» сами.

Кроме того, у нового проекта есть и другие узкие места. Для его транспортного обеспечения планируется использовать «Морской старт», причем в ближайшие годы — одной только украинской ракетой «Зенит». Устойчивость высокотехнологичных производств на современной Украине не стоит преувеличивать — их постоянно преследует все нарастающие проблемы с качеством. И перспектив для улучшения ситуации в это области не просматривается. Ключевой производитель систем для «Зенитов» систематически сокращает кадры, а его цеха не отапливаются зимой. К тому же любой проект, базирующийся на сотрудничестве украинского государственного предприятия и компании с российским капиталом, по определению крайне высоко рискован, в силу известной позиции украинского государства по вопросу подобного сотрудничества.

В теории «Морской старт» может использовать новые российские ракеты-носители среднего класса «Союз-5», но пока их не существует, и в этом десятилетии они не появятся.

Также Роскосмос планирует создавать аналог спутникового интернета OneWeb и SpaceX.

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы