Физики из МФТИ создали чип, который находит болезни еще до их проявления

Исследователи из МФТИ разработали сверхкомпактный высокочувствительный наномеханический сенсор для анализа химического состава различных веществ. Их разработка также способна обнаруживать маркеры вирусных заболеваний, появляющихся в результате отклика иммунной системы на такие болезни, как СПИД, гепатиты, герпес и многие другие.
Созданный физиками Дмитрием Федяниным и Юрием Стебуновым из МФТИ (университет входит в программу Минобрнауки по повышению конкурентоспособности российских вузов «5-100») сенсор позволит обнаруживать онкомаркеры, присутствие которых в организме сигнализирует о появлении и росте раковой опухоли. По оценкам авторов, датчик способен фиксировать в реальном времени появление частиц массой всего в несколько килодальтон. Один дальтон — это, грубо говоря, масса одного протона или нейтрона, а несколько тысяч дальтон соответствуют массе единичных молекул белков или ДНК. Таким образом, новый сенсор позволит диагностировать болезни задолго до того, как они станут доступны для обнаружения любыми другими методами.

Устройство представляет собой оптический, точнее оптомеханический, чип. Его конструкция настолько проста, что прибор можно разделить всего на две детали: фотонный (или плазмонный) нановолновод для управления оптическим сигналом и нависающий над волноводом кантилевер.

Кантилевер — это длинная и тонкая полоска, неразрывно связанная с чипом. Он имеет микроскопические размеры, но принципиально поведение кантилевера не сильно отличается от свешенной с края стола и прижатой к столешнице линейки: висящий конец может совершать механические колебания на определенной частоте. Кантилевер колеблется с частотой несколько миллионов раз в секунду.

Колебания кантилевера позволяют определять химический состав той среды, в которой находится чип, а если на кантилевер нанести антитела к определенным вирусам, то прибор «выловит» вирусные частицы из анализируемой среды. По словам разработчиков, изобретение способно обнаруживать маркеры вирусных заболеваний, появляющиеся в результате отклика иммунной системы на такие неизлечимые и трудноизлечимые заболевания, как СПИД, гепатиты, герпес и многие другие, причем задолго до того, как они станут доступны для обнаружения любыми другими методами. Подробнее с изобретением физиков можно ознакомиться в журнале Scientific Reports.