Ученые выяснили, что опиатные наркоманы не умиляются младенцам.

Ученые из университета Пенсильвании выяснили, что детское личико не вызывает у людей, страдающих от опиатной зависимости, нормальной реакции здорового человека, которую можно охарактеризовать как «умиление».
Исследователи использовали в своей работе концепцию Конрада Лоренца о Kindchenschema (буквально: «детской схеме») — сочетании черт детского лица, которое вызывает у взрослых симпатию и желание заботиться о носителе характерных детских черт. Лоренц был этологом и обнаружил это явление не только у человека, но и у других приматов: большие глаза, большой лоб, маленький подбородок, мягкие, округлые черты запускают родительское поведение и у обезьян, и у человека.

Американские и немецкие исследователи в 2009 году показали, что вид детского лица вызывает у здорового человека возбуждение области мозга, которая служит центром вознаграждения, — вентрального стриатума. Исследователи отметили, что испытуемые чувствовали желание ухаживать и заботиться о детях с фотографии. Иначе говоря, люди видят определенный набор черт, которым обладает детское лицо, и у них запускается механизм мотивации ухода и заботы.

На конгрессе по нейропсихофармакологии в Вене 19 сентября американские исследователи рассказали об эксперименте, который они провели на 47 женщинах, лечащихся от опиатной зависимости. Испытуемым показывали фотографии детей и с помощью фМРТ следили за реакцией мозга. Как выяснилось, центр вознаграждения не реагирует на Kindchenschema, соответственно, не вызывает чувства симпатии к ребенку. Это хорошо подтверждает наблюдения о проблемах наркоманов с проявлением родительских чувств.

Зону вознаграждения возбуждают самые разные стимулы — детские лица, шоколад, секс, азартные игры. Список был бы неполным без чтения словаря — ученые из Германии и Испании узнали, что это тоже активирует зону, спрятанную глубоко под корой больших полушарий.