Биологи показали опасность исчезновения торфяных болот

Зарастание торфяников лесом снижает их способность связывать углерод и способствует потеплению климата. К такому выводу пришли российские и британские ученые.

Торфяники покрывают лишь около 3% земной поверхности, однако слежавшиеся остатки растений содержат огромное количество связанного углерода — его объем оценивается в половину находящегося в атмосфере в виде углекислого газа. Поэтому торфяники оказывают заметное влияние на климат всей планеты, поглощая и выделяя углерод в виде метана и углекислого газа.

На протяжении последних 12 тысяч лет торфяники способствуют снижению температуры, запасая углерод и выводя углекислый газ из атмосферы. Однако постепенно они засыпаются людьми и зарастают лесом, и гидробиолог из МГУ Юрий Мазей вместе с коллегами из других вузов России и Великобритании выяснил, как влияет этот процесс на климат.

«Мы выделили резко меняющиеся при переходе от открытых к залесенным участкам ландшафта типы экосистем с их специфическими свойствами: составом и структурой макро- и микробиоты, физическими и химическими характеристиками», — сказал Юрий Мазей.

Кроме того, биологи изучили стратиграфические колонки — последовательно отложенные слои торфа — в открытой и заросшей лесом частях нескольких западносибирских торфяников, а также на границе между ними. Это подтвердило, что на протяжении последнего времени торфяники зарастают, говорится в пресс-релизе Российского научного фонда (РНФ), который поддержал работу исследователей.

Ученые заключили, что залесение торфяных болот снижает их способность к накоплению углерода, способствуя формированию более теплого и сухого климата. «Чтобы понять, насколько открытый нами механизм универсален, необходимо провести подобные исследования и в других точках планеты, богатых торфяниками», — резюмирует Юрий Мазей.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Science of the Total Environment.

Недавно российский геолог обнаружила в торфянике в Кемеровской области золото и серебро.