Белый носорогJason Prince / Shutterstock

Одинаковая диета по-разному повлияла на плодовитость носорогов

Кому-то фитоэстроген помогает плодиться в неволе, а кому-то, наоборот, мешает

Популяция белого носорога в природе постепенно сокращается из-за браконьерства. Ситуацию осложняет тот факт, что они практически не размножаются в неволе. Группа американских ученых решила поискать в кишечнике причину бесплодия животных. Оказалось, что они отличаются от своих более успешных родственников, индийских носорогов, кишечными микробами и количеством фитоэстрогенов. Возможно, меню зоопарка, примерно похожее для обоих видов, стимулирует плодовитость одних (или просто ей не мешает), но подрывает репродуктивный успех других.

За последние сто лет популяция южного белого носорога (Ceratotherium simum simum) выросла в два раза — до 200 000 особей. Но уже через пару десятилетий эти носороги стараниями браконьеров рискуют снова оказаться на грани вымирания. Кроме того, белые носороги долго вынашивают детеныша и рожают не чаще чем раз в 2,5 года. А в неволе они практически не размножаются, что лишь способствует постепенному исчезновению вида.

Группа ученых из Калифорнии и Миссисипи предположила, что причина демографического кризиса носорогов может крыться в уникальном составе кишечной микробиоты, которой в последние годы приписывают все больше влияния на судьбы ее хозяев. В то время как на свободе белые носороги пасутся свободно и употребляют в пищу самые разные растения, в неволе их кормят в основном сеном и соевыми концентратами. Эта диета содержит повышенное количество фитоэстрогенов — растительных аналогов эстрогенов, половых гормонов млекопитающих. В предыдущих исследованиях уже звучали предположения о том, что фитоэстрогены негативно влияют на плодовитость животных, нарушая естественный баланс половых гормонов в организме.

Смотрите также: Сменить пол под пиво. Влияет ли любовь к пенному слабоалкогольному напитку на внешний вид и брутальность его поклонников?

Ученые в течение полутора лет наблюдали в зоопарке Сан Диего за шестью белыми и двумя индийскими носорогами (Rhinoceros unicornis). Последние не испытывают проблем с размножением в неволе. На свободе их рацион более разнообразен, чем у белых носорогов, и содержит меньше фитоэстрогенов. В зоопарке же носорогов обоих видов кормят одним и тем же. Несмотря на это, у них существенно различается состав кишечной микрофлоры — возможно, как память о том, что они ели на свободе. Вероятно, микробы влияют на расщепление и химические превращения поступающей в организм пищи, поскольку в стуле индийских носорогов обнаружилось суммарно меньше фитоэстрогенов, чем у белых носорогов.

Самка индийского носорога со своим отпрыскомVladimir Wrangel / Shutterstock

Белых носорогов разделили на три группы по соотношению разных фитоэстрогенов в стуле. В группе А оказались те, у кого преобладали «слабые» вещества, почти не действующие на собственные рецепторы организма к эстрогенам. В группу В вошли животные, у которых «слабых» веществ было значительное количество, но преобладали «сильные» фитоэстрогены. И, наконец, в группе С оказались те, у кого большинство фитоэстрогенов были сильными. Исследователи с удивлением обнаружили, что группа С содержала самых плодовитых животных, а группа А — наоборот.

Таким образом, у индийских носорогов высокий уровень эстрогенов подавляет размножение, а у белых, судя по всему, стимулирует. Это значит, что либо плодовитость у двух видов носорогов регулируется разными механизмами, либо анализ стула неточно отражает происходящее в их организме. Авторы исследования предполагают, что белые носороги, у которых много фитоэстрогенов в стуле, просто таким образом выводят их из организма, не давая скапливаться в крови, и поэтому уровень фитоэстрогенов у них в организме ниже, а беременеют они чаще.

Тем не менее для проверки этой гипотезы понадобятся дополнительные исследования. Поиск взаимосвязей в этом эксперименте осложняется еще небольшой выборкой: ученые получили доступ лишь к нескольким особям обоих видов. Однако следующая задача, которую они называют в качестве планов на будущее, окажется еще менее простой: спасение популяции северного белого носорога, в которой на данный момент осталось всего две особи.