Радиотелескоп нашел древнейшие сливающиеся галактики. Новые данные указывают на то, что Вселенная эволюционировала быстрее, чем считалось ранее

Новые наблюдения показали, что первые галактики сливались друг с другом, быстро увеличивая свои размеры, уже 13 миллиардов лет назад. Установить это астрономы смогли с помощью массива радиотелескопов ALMA, зарегистрировавшего излучение от галактики B14-65666.

Сегодня ранняя история Вселенной — одна из наиболее неоднозначных областей науки. Стандартная модель эволюции после Большого взрыва не согласуется с некоторыми процессами, которые астрономы наблюдают на практике, в частности с быстрым формированием массивных галактик и сверхмассивных черных дыр. Поэтому любые новые данные об эволюции ранних галактик очень важны для того, чтобы скорректировать в дальнейшем эту модель. Поэтому слияния галактик между собой особенно важны: это главный механизм их роста.

При помощи комплекса радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter Array) авторы новой работы изучили излучение от галактики B14-65666. Красное смещение этого объекта равно 7,15, то есть данные наблюдений показывают, что происходило с галактикой через 0,8 миллиарда лет после Большого взрыва (около 13 миллиардов лет назад). Ученые в B14-65666 нашли признаки того, что частицы кислорода, углерода и пыли микрометровых размеров поглощали радиоволны. Эти газы и пыль характерны и для древних, и для современных галактик.

Читайте также: Почему в нашей Вселенной не хватает антивещества, или Недостатки гравитационного бариогенезиса

Кроме того, оказалось, что две светящиеся области, из которых состоит эта галактика, двигаются с разными скоростями. Это значит, что у них разное происхождение, то есть это две разные галактики, которые астрономы застигли в момент слияния — еще до того, как их скорости сравнялись за счет взаимного гравитационного торможения.

Скорость образования звезд в новой формирующейся галактике B14-65666 примерно в сто раз выше, чем в Млечном Пути. Это еще один из характерных признаков слияния галактик: в ходе такого процесса в областях активного звездообразования скачкообразно растет плотность насыщающего их газа и пыли. За счет этого газопылевые облака в них чаще коллапсируют в протозвезды, вокруг которых образуются и планетные системы.

Сам факт того, что слияния галактик идут в столь раннюю эпоху, очень важен. Тогда во Вселенной было намного меньше тяжелых элементов. Еще недавно считалось, что эволюция галактик в то время находилась на ранней стадии — они были небольшими и еще не начали сливаться. Новые наблюдения показывают, что это не так.

В последние годы появляется все больше свидетельств того, что молодая Вселенная в целом эволюционировала намного быстрее, чем считалось ранее. В частности, сверхмассивные черные дыры в ней также возникли в первые сотни миллионов лет после Большого взрыва. Пока ученые не до конца понимают причины происходившего. Ранние галактики формировались вокруг сверхмассивных черных дыр, которые выступают их центральным объектом, основой, вокруг которой концентрируется барионная материя галактик (газ, а потом и звезды).

Иван Ортега