Окситоцин и давление группы делают терпимее к беженцам

Ученые из Германии и США выяснили, что введение окситоцина, а также давление группы увеличивают альтруизм и щедрость по отношению к беженцам.

Окситоцин — это гормон, который, как показали исследования, связан с альтруистическим поведением и щедростью. Ученые провели исследование, которое должно было показать, как окситоцин повлияет на ксенофобию европейцев по отношению к беженцам с Ближнего Востока.

Исследователи набрали группу из 99 студентов, 73 из которых были женщинами, и провели с ними три эксперимента. Перед экспериментом все участники прошли тест, с помощью которого у них определили уровень страха перед беженцами.

Затем испытуемым раздали по 50 евро и показали карточки, на которых была кратко изложено описание трудностей беженца (например, из Сирии) или же уроженца Германии. Проблемы что сирийца, что немца были одинаковыми — нехватка денег, отсутствие жилья или голод. Студент должен был решить, сколько денег он пожертвует несчастному. Остальное оставалось участнику эксперимента как плата за помощь ученым. Во втором эксперименте нужно было сделать то же самое, но за 40 минут до начала испытания требовалось закапать в нос средство с окситоцином или, у половины участников, просто пустышку, плацебо. В третьем эксперименте ученые проверили, как повлияет на альтруизм социальное давление вместе с окситоцином — все повторилось, но теперь студентам объявляли, сколько в среднем жертвуют остальные.

Результаты были такими. В первом эксперименте все пожертвовали примерно 30% от своих денег, причем беженцам отдали в среднем на 19% больше, но только те, у кого был низкий уровень ксенофобии. Во втором эксперименте, в группе, которая приняла настоящий окситоцин, щедрость подскочила почти на 68% в сумме для беженцев и на 81% для местных, причем у испытуемых с низким уровнем ксенофобии пожертвования для беженцев были на 30% выше, чем для немцев. У людей с более сильным страхом перед чужаками этого сдвига в сторону беженцев не было.

Третий эксперимент показал, что давление группы принесло результат: даже самые большие ксенофобы пожертвовали для беженцев на 70% больше, чем во втором эксперименте.

Ученые полагают, что окситоцин вместе с влиянием окружающих помогут в будущем решить проблемы безболезненной интеграции беженцев в европейское общество.

Исследование описано в журнале PNAS.