Одни и те же изменения в генах делают людей и собак сверхдоверчивыми

Американские генетики выяснили, что собаки и люди становятся более социальными и чувствительными из-за изменений в одних и тех же генах.

Собаки и волки относятся к одному семейству псовых и генетически очень близки друг к другу. Однако разница в поведении тех и других относительно человека велика: волк более агрессивен и насторожен, собака — более дружелюбна и доверчива. Ранее проведенные исследования показали, что у собак и людей выделяется «гормон нежности» окситоцин, когда они глядят друг другу в глаза. Понимание слов и интонации собаками также нашло свое объяснение в специфической работе собачьего мозга. Теперь ученые сосредоточились на исследовании генетической основы большой дружелюбности собак.

Проведенная работа состояла из двух этапов. На первом этапе ученые протестировали поведенческие наклонности 18 домашних собак и 10 прирученных людьми волков. Сначала они должны были в присутствии человека открыть коробку с колбасой. Если волки мало обращали внимания на человека и быстро находили и съедали пищу, то собаки смотрели на человека и не спешили взяться за колбасу. Во втором тесте незнакомый человек поочередно звал волков и собак подойти к нему или же сидел молча в их присутствии. Как и ожидалось, собаки были более открытыми и доверчивыми, чем волки, по отношению к незнакомому человеку и охотнее шли на контакт с ним.

Ученые обратили внимание, что такое же доверчивое поведение свойственно и некоторым людям с синдромом Вильямса. Это заболевание характеризуется задержками развития и «гиперсоциальным» поведением и имеет генетическую основу, связанную с изменением трех генов — WBSCR17, GTF2I и GTF2IRD1.

После тестов ученые сделали анализ генома 16 собак и восьми волков, который показал, что у них имеются особые структурные варианты тех же самых генов, и именно они делают животных социальными, доверчивыми и общительными.

Кроме этого, у гена WBSCR17, вовлеченного в развитие синдрома Уильямса, обнаружилась еще одна интересная особенность — он оказался связан с перевариванием углеводов. Как предполагают ученые, структурные изменения в этом гене не только сделали собак более социальными по отношению к людям, но и позволили им лучше переваривать остатки человеческой пищи, богатой углеводами.

По мнению ученых, такой общительно-доверительный тип поведения позволяет собакам подолгу наблюдать за своими хозяевами, изучая их, и, исходя из полученной информации, наилучшим образом выстраивать отношения с человеком. И это увеличивает их шансы на счастливую жизнь.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Ранее ученые выяснили, что многие собаки больше ценят ласку от хозяина, чем угощение.